Анализ конфликтов надо начинать с элементарного, простейшего уровня, с истоков возникновения конфликтных отношений. Традиционно он начинается со структуры потребностей, набор которых специфичен для каждой личности и психосоциальной группы. Все эти потребности можно подразделить на пять основных типов:
1 - физические потребности (пища, материальное благополучие и т.д.);
2 - потребности в безопасности;
3 - социальные потребности (общение, контакты, взаимодействие);
4 - потребности в достижении престижа, знаний, уважения, определенного уровня компетенции;
5 - высшие потребности в самовыражении, самоутверждении.
Все поведение человека упрощенно можно представить как ряд элементарных актов, каждый из которых начинается с нарушением равновесия в связи появлением потребности и значимой для индивида цели, а заканчивается восстановлением равновесия и достижением цели. Любое вмешательство (или обстоятельство), создающее преграду, перерыв в уже начавшемся или намечаемом действии человека, называется блокадой.
В случае появления блокады от индивида или социальной группы требуется переоценка ситуации, принятие решения в условиях неопределенности, постановка новых целей и принятие нового плана действий.
В такой ситуации каждый человек пытается избежать блокады, ищет обходные пути, новые эффективные действия, а также причины блокады. Встреча с непреодолимым затруднением в удовлетворении потребности может быть отнесена к фрустрации, которая обычно связана с напряжением, неудовольствием, переходящим в раздражение и злость.
Реакция на фрустрацию может развиваться по двум направлениям - это может быть или отступление, или агрессия.
Отступление - это избежание фрустрации путем кратковременного или долговременного отказа от удовлетворения определенной потребности. Отступление может быть двух видов: 1) сдерживание - состояние, при котором индивид отказывается от удовлетворения какой-либо потребности из страха; 2) подавление - уход от реализации целей под воздействием внешнего принуждения, когда фрустрация загоняется вглубь и может в любой момент выйти наружу в форме агрессии.
Агрессия может быть направлена на другого человека или группу людей, если они являются причиной фрустрации. Агрессия при этом носит социальный характер и сопровождается состояниями гнева, враждебности, ненависти. Агрессивные социальные действия вызывают ответную агрессивную реакцию и с этого момента начинается социальный конфликт.
Таким образом, для возникновения социального конфликта необходимо, во-первых, чтобы причиной фрустрации было поведение других
людей; во-вторых, чтобы на агрессивное социальное действие возникла ответная реакция.
Все конфликты можно классифицировать в зависимости от зон разногласий следующим образом:
- Личностный конфликт.
- Межличностный конфликт.
- Межгрупповой конфликт.
- Конфликт принадлежности.
- Конфликт с внешней средой.
Любой социальный конфликт имеет сложную внутреннюю структуру.
Анализ содержания и особенностей протекания социального конфликта целесообразно проводить по трем основным стадиям:
- предконфликтная ситуация;
- непосредственно конфликт;
- стадия разрешения конфликта.
1. Предконфликтная ситуация.
Ни один социальный конфликт не возникает мгновенно. Эмоциональное напряжение, раздражение и злость обычно накапливаются в течение некоторого времени, предконфликтная стадия иногда затягивается настолько, что забывается первопричина столкновения.
Статьи по теме:
Процесс общения, техника и основные
приемы.
Прежде чем вступать в общение с другим человеком, необходимо определить свои интересы, соотнести их с интересами партнера по общению, оценить его как личность, выбрать наиболее подходящую технику и приемы общения. Затем, уже в процессе ...
Подходы к изучению аттитюдов
В отечественной социальной психологии существуют одновременно два термина, обозначающих, по пути, одно явление. Так, термином attitude обозначается выражаемое в вербальной или невербальной форме отношение человека к различным аспектам дей ...
О методологии науки
Наука – это сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности. Практичность, полезность, эффективность научного знания считаются производными от его истинности.
...
Разделы