Человек – не просто биологическая сущность, а существо разумное и общественное. В ходе эволюции, по мере развития интеллекта и чувств, он научился руководствоваться не только позывами природы, но и более сложными побуждениями. Человек единственное существо, наделенное духовностью. Чем ниже уровень духовности членов семьи, тем с большей легкостью они следуют биологическому позыву.
Жизнь в семье должна быть эмоционально насыщенной и психологически комфортной. Как известно, все в этом мире стремится к равновесию. В любой семье происходит уравновешивание, но это может происходить за счет другого и в ущерб ему. Например, семья может сохранять равновесие, только за счет или во имя ребенка, а может держаться на ком-то еще из членов семьи.
В центры психолого - медико - социального сопровождения г.Москвы в основном обращаются семьи, где нарушено равновесие в общении родителя и ребенка (позиции родителя авторитарные, доминирующие, или попустительские, гиперопекающие), между членами семьи не происходит понимания. Родители, воспитывая ребенка часто хотят получить определенный результат, ожидают от него одну реакцию, а получается полностью противоположная.
Неадекватное, раннее средовое усиление ведущего, пусть и природного полюса латеризации головного мозга при условии недостаточного, опять же средового, раскрытия возможностей другого полюса приводит к следующему.
При одностороннем усилении активности левого полушария мы видим напряженность психомоторных функций организма, неловкость, плохую координацию, недостаточную гибкость принимаемых решений и сомнения в правильности своих действий. Это дети, говорящие взрослыми фразами, интеллектуальные, но не способные быстро принимать решения, отказываться от второстепенного, моторно неловкие и скованные. Ввиду отсутствия непосредственности в контактах и неумения играть, принимать роли, им трудно быть долгое время в группе сверстников, к которым они относятся не по возрасту критически. В результате свои теоретические знания или «левополушарный опыт» они могут использовать только в общении со взрослыми.
При одностороннем усилении активности правого полушария и недостатке возможностей левого полушария приходится убеждаться в эмотивности (повышенной эмоциональности) таких детей, предрасположенности к страхам, неустойчивости настроения и импульсивности. Преобладают и не редко все заменяют игровые интересы, спонтанное или «полевое поведение». Обычно они через некоторое время хорошо адаптируются в группе сверстников, но им, как правило, не хватает критичности и возрастного анализа своих поступков, как и усидчивости при обязательных интеллектуально насыщенных занятия.
Если оба родителя ориентированы на аналитическое, логическое восприятие (левое полушарие), то ребенок дабы уравновесить эту структуру, приобретает черты эмоционально – чувствительные (правое полушарие). Причем эти черты, при ригидности семьи усиливаются и как бы компенсируют недостающие у родителей вдвойне. Это случается в семьях, где не совершенствуется структура семьи с учетом новых обстоятельств и зрелости членов семьи. Если структура семьи негибкая и не способна приспособиться, это приходится осуществлять одному члену семьи. В данной концепции я рассматриваю семьи, которые по разным обстоятельствам не смогли сбалансировать свои отношения.
Часто происходит так, что родители с добрыми и благородными намерениями вступают со своими детьми и друг с другом во взаимоотношения, полные непонимания и эмоциональной боли, противоположные их ожиданиям. Значит, между родителями и их детьми происходит что-то, что находится вне их контроля и осознавания, и это приводит к разрыву между добрыми намерениями и тем, что получается в результате. Очень важно найти тот неадекватный момент в общении, который мешает раскрыть наиболее полно внутренний потенциал каждого ребенка достичь тех целей, которые ставят перед собой родители.
Статьи по теме:
Психологические особенности умственно отсталых школьников
Вспомогательная школа ставит перед учителем-дефектологом три основные задачи – дать ученикам знания, умения и навыки по общеобразовательным предметам и по труду, воспитать у них положительные личностные качества – честность. Правдивость, ...
Природа проективных методик
Главную особенность проективных методик можно обозначить как относительно неструктурированная задача, т, е. задача, допускающая почти неограниченное разнообразие возможных ответов. Для того чтобы фантазия индивида могла свободно разыгра ...
Правое и левое полушарие в контексте оптимизации семейного общения. Особенности
правополушарных и левополушарных людей.
Каждое полушарие головного мозга имеет свои специфические функции.
Психофизиологи выделяют 32 типа функциональной организации мозга. Упрощая схему индивидуального профиля функциональной асимметрии полушарий, выделим три основных типа орг ...
Актуальное