Когнитивный подход

Он дополняет биологический, а не противоречит ему. Согласно когнитивному направлению, люди в процессе мышления выполняют ряд умственных операций; эти операции плюс порождающая их система и состав­ляют базис интеллекта.

Данный подход, как и психометрический, восходит к работе Спирмена, предложившего три основных принципа познания: Услуги автоподбора смотрите на http://www.заказ-минибус-краснодар.рус.

понимание опыта представляет собой восприятие стимулов и связь с содержимым долговременной памяти — то, что мы сегодня называем кодированием;

выявление связей — взаимо­связь двух стимулов для понимания их сходства и различия, которую мы сейчас определяем как умозаключение;

выявление соотносительных понятий — исполь­зование умозаключений в новой области.

Когнитивный подход, предложенный Спирменом, не был востребован, пока Кронбах не замыслил слияние корреляционной и экспериментальной областей психологии. Но только в 1970-е гг. стали появляться исследо­вания, содержащие эту задачу.

Исследования Ханта, Фроста и Ланнеборга, Ханта, Ланнеборга и Льюиса показали, что зада­ния, недостаточно хорошо изученные в рамках когнитивных подходов, могут быть привлечены для понимания человеческого интеллекта[6;100]. Эти авторы предположи­ли, что вербальные способности большей частью можно понять, приняв во вни­мание скорость доступа к лексической информации, хранящейся в долговремен­ной памяти, и, чтобы проверить свое утверждение, они использовали задачи, пред­ложенные Познером и Митчеллом.

Хант, Ланнеборг и Льюис предложили зада­ние, предполагающее сравнение букв: субъектам показывали пары букв, типа «А-А», «А-а» или «А-В», и просили как можно быстрее указать, в чем идентичны буквы — по внешнему виду или же по названию. Разница во времени реакции, затраченной на два задания, рассматривалась как скорость доступа к лексической информации, хранящейся в долговременной памяти. При помощи различных под­счетов вычиталась из абсолютной скорости реакции на визуальную информацию та, что связана собственно с буквами. Хант и его коллеги полагали, что эта разни­ца представляет собой оценку вербальной способности. Они отметили коэффи­циент корреляции около -0,3, сравнив подсчеты по задачам на обработку инфор­мации и психометрическим тестам интеллекта, и указали на связь меньшего вре­мени реакции и более развитого интеллекта.

Альтернативный — когнитивно-компонентный— подход изучает время, кото­рое затрачено на индивидуальные умственные процессы при выполнении более сложных заданий, например таких, как аналогии или завершение рядов[12;143]. Альтернативные когнитивные подходы служили изучению более сложных за­даний. Наиболее известное из них — исследование искусственного интеллекта, при котором компьютер расценивают в качестве метафоры человеческого интеллекта.

Возможно, наиболее значительным вкладом в изучение искусственного интел­лекта была разработка экспертных систем[6;105]. Они включают языковой процессор, облегчающий общение между пользователем и системой; базу знаний, подразде­ляющуюся на знание фактов и правил; истолкование, благодаря которому эти правила применимы; планирование, посредством чего обеспечивается последова­тельность их применения; программа непротиворечивости, изменяющая решения, когда новые данные противоречат старым; подтверждение, нацеленное на объяс­нение хода рассуждений системы[12;143]. Такие аспекты изучения обычно не связаны с моделированием когнитивных процессов человеческого мышления, а скорее направлены на создание наиболее эффектив­ного и рационального процессора. Однако некоторые теоретики пытаются создать и такие программы, которые в состоянии моделировать человеческий интеллект. Наиболее примечательная среди них — модель ACT Андерсона. Он использовал ее, чтобы сравнить механизм обработки информации у человека и у компьютерной программы. Все традиционные теории искусственно­го интеллекта опираются на предположение, что человеческий интеллект по сво­ей сути — это последовательная система обработки символов, и, следовательно, с помощью компьютера можно создать аналогичную модель. Тем не менее совре­менные модели такого рода допускают параллельные механизмы обработки ин­формации.

Статьи по теме:

Ребенок становится подростком.
Воспитание подростка — нелегкая задача, и сегодня большинство родителей, а число таких родителей увеличивается год от года, сталкивается с огромными трудностями. Количество самоубийств среди подростков так сильно возросло, что это стало с ...

Методы диагностики профессиональных установок
Проблема надежного выявления профессиональных установок действительно является и очень важной, и очень сложной. Осу­ществляется подобное выявление, как правило, на основании профконсультационной беседы , но наиболее интересные резуль­таты ...

Тестирование
Специалистам по персоналу известны, как правило, тысячи различных тестов. Из этого многообразия можно выделить основные. Тесты выполнения отдельных работ. Например, тест на компьютерное программирование для программистов, тест на вождени ...