Заключение

Фактически, в настоящее время режим ИУ - это и средство реа­лизации наказания, и средство исправления и перевоспитания. Теоретически, режим призван формировать у осужденных навыки по­ложительного поведения. Однако в большинстве случаев режим сводится лишь к комплексу правоограничений. Как показывает практика, одно лишь поддержание режима почти не дает результата в смысле перевоспитания личности.

Установлено, что пребывание в суровых тюремных услови­ях свыше пяти лет вызывает необратимые изменения в психике человека. У лиц, отбывших длительное наказание, механизмы социальной адаптации оказываются настолько нарушенными, что каждый третий из них нуждается в помощи психотерапевта и даже психиатра.

Формируются устойчивые негативные черты личности. Личностные деформации во многих случа­ях становятся необратимыми.

В теории наказание, являясь карой за совер­шенное преступление, осуществляется для исправления и пере­воспитания осужденных и не имеет целью причинение физиче­ских страданий или унижение человеческого достоинства. Но на самом деле пребывание в местах лишения свободы, нечеловеческие условия жизни рушат последнюю надежду на примирение осужденного с обществом. Окончательно закрепляется антисо­циальная установка.

Понятие стыда, совести, которые следовало бы реа­нимировать, окончательно исчезает из сознания осужденного. Вынужденное пребывание в стадных условиях ведет к примитивизации личности, ее крайнему огрублению.

В тюрьме спасается лишь тот сильный и, в тоже время, гибкий человек, кто может спасти свой внут­ренний мир, не вступая в острые конфликты с тюремным миром.

Но, тем не менее, вполне возможно, что та система ИУ, которая сложилась в нашей стране, - это вариант, наиболее соответствующий уровню нашего общества.

Статьи по теме:

Психология пожилого возраста
Во многих странах мира, и у нас тоже, пожилой возраст – это время выхода на пенсию, то есть предпенсионное состояние человека, сборы на «заслуженный отдых». Людей, мужчин и женщин, приближающийся к пожилому возрасту, можно разделить на ...

Роль эмоциональных состояний личности
Эмоции – «психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явления и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта» [11; 407]. Эмоции — неотъемлемая и важна ...

Социальные условия, способствующие закреплению агрессии
Э. Фромм говорил: «Семья – есть своего рода «психологический посредник» общества, поэтому в процессе адаптации в семье ребенок формирует характер, который затем станет основой его адаптации к обществу и решения различных социальных пробле ...