1. возникающие в связи с распределением властных полномочий и позиций;
2. по поводу материальных ресурсов;
3. по поводу ценностей важнейших жизненных установок.
Один и тот же вид конфликта может вовлекать в противоборство самые различные уровни сторон. Например, конфликты по поводу властных полномочий, материальных ресурсов или ценностных ориентаций могут возникать на уровне и межличностного, и межгруппового, и межгосударственного взаимодействия людей. В процессе возникновения и развития один вид конфликта может наталкиваться на другой, образуя сложные конфликты, состоящие сразу из нескольких видов.
Существуют также сложные конфликты, в которых одновременно взаимодействуют интересы разных сторон и разных типов конфликтов.
Социальные конфликты в зависимости от форм, методов и интенсивности противодействия, подразделяют на насильственные и ненасильственные, более интенсивные и менее интенсивные, открытые и закрытые (латентные). В зависимости от времени протекания – затяжные и быстротечные. В зависимости от масштабов распространения – локальные и широкомасштабные.
С учетом мотивации конфликты и субъективные восприятий выделяют виды конфликтов:
1. Ложный конфликт
– субъект воспринимает ситуацию как конфликтную, хотя реальных причин нет;
2. Потенциальный конфликт
– существуют реальные основания для возникновения конфликта, но пока одна из сторон или обе в силу тех или иных причин (например, из-за недостатка информации) еще не осознали ситуацию как конфликтную;
3. Истинный конфликт
– реальное столкновение между сторонами. В свою очередь, истинный конфликт можно разделить на следующие подвиды:
- конструктивный – возникающий на основе реально существующих между субъектами противоречий;
- случайный – возникший по недоразумению или случайному стечению обстоятельств;
- смещенный – возникший на ложном основании, когда истинная причина конфликта скрыта. Например, студент, недовольный низкой оценкой своих знаний, ищет любой повод, чтобы вступить в конфронтацию с экзаменующим преподавателем;
- неверно приписанный конфликт – это конфликт, в котором истинный виновник, субъект конфликта, находится за «кулисами» противоборства, а в конфликте задействованы участники, не имеющие к нему отношения. Например, человека обвиняют в преступлении, которое он не совершал.
Если за основание классификации берется психическое состояние сторон и соответствующие этому состоянию поведение людей в конфликтных ситуациях, то конфликты делят на рациональные и эмоциональные. В зависимости от целей конфликта и его последствий, конфликты подразделяют на позитивные и негативные, конструктивные и деструктивные.
Обычно в социальном конфликте выделяют четыре стадии развития:
1. Предконфликтная ситуация.
2. Собственно конфликт.
3. Разрешение конфликта.
4. Послеконфликтная ситуация.
Рассмотрим каждую из стадий подробнее.
Предконфликтная
ситуация – это рост напряженности в отношении между потенциальными субъектами конфликта, вызванный определенными противоречиями. Но противоречия не всегда перерастают в конфликт. Лишь те противоречия, которые осознаются потенциальными субъектами конфликта как несовместимые, ведут к обострению социальной напряженности.
Статьи по теме:
Заключение.
Целью данной работы было выявление места психологии в управленческом процессе, а также обоснование необходимости психологической полготовки менеджера.
Психология в последнее время приобретает всё большее значение в практической деятельно ...
Опыт Макаренко
Наследие педагога и писателя А.С.Макаренко (1888 - 1939) обычно ассоциируется прежде всего с понятием «коллектив». Исследования показывают, что этот термин закрепился в его творчестве лишь в конце 20-х годов.
Исследования показывают такж ...
Неоклассическая школа управления.
С возникновением административной школы специалисты начали вырабатывать подходы к совершенствованию управления организаций в целом.
Приверженцы классической школы не очень заботились о социальных аспектах управления. Более того, их работ ...
Актуальное