Общая теория конфликта.

Страница 6

На определенной стадии развития конфликта у противоборству­ющих сторон могут существенно измениться представления о воз­можностях своих и противника. Наступает момент переоценки цен­ностей, обусловленный новыми взаимоотношениями, расстановкой сил, осознанием реальной ситуации — невозможности достичь це­лей или непомерной ценой успеха. Все это стимулирует изменение тактики и стратегии конфликтного поведения. В этом случае кон­фликтующие стороны начинают искать пути примирения и накал борьбы, как правило, идет на убыль. С этого момента фактически начинается процесс завершения конфликта, что не исключает новых обострении.

На стадии разрешения конфликта возможны варианты развития событий:

1) очевидный перевес одной из сторон позволяет ей навязать бо­лее слабому оппоненту свои условия прекращения конфликта;

2) борьба идет до полного поражения одной из сторон;

3) борьба принимает затяжной, вялотекущий характер из-за не­достатка ресурсов;

4) стороны идут на взаимные уступки в конфликте, исчерпав ре­сурсы и не выявив явного (потенциального) победителя;

5) конфликт может быть остановлен под давлением третьей силы.

Социальный конфликт будет продолжаться до тех пор, пока не появятся реальные условия его прекращения. В полностью институционализированном конфликте такие условия могут быть опре­делены еще до начала противоборства (как в игре, где определены правила ее завершения), а могут быть выработаны и согласованы в ходе развития. Если же конфликт институционализирован частич­но или не институционализирован совсем, то возникают дополни­тельные проблемы его завершения.

Существуют также абсолютные конфликты, в которых борьба ве­дется до полного уничтожения одного или обоих соперников. Чем жестче очерчен предмет спора, чем очевиднее признаки, знаменую­щие победу и поражение сторон, тем больше шансов для его лока­лизации.

Способы завершения конфликта направлены в основном на изме­нение самой конфликтной ситуации, либо путем воздействия на уча­стников, либо путем изменения характеристики объекта конфлик­та, либо иными способами. Рассмотрим некоторые из этих способов.

1. Устранение объекта конфликта.

2. Замена одного объекта другим.

3. Устранение одной стороны участников конфликта.

4. Изменение позиции одной из сторон.

5. Изменение характеристик объекта и субъекта конфликта.

6. Получение новых сведений об объекте или создание дополни­тельных условий.

7. Недопущение непосредственного или опосредованного взаимо­действия участников.

8. Приход участников конфликта к единому решению или обра­щение к арбитру при условии подчинения любому его решению.

Один из вынужденных методов завершения конфликта – при­нуждение. Например, военный конфликт между боснийскими сер­бами, мусульманами и хорватами. Миротворческие силы (НАТО, ООН) буквально принудили конфликтующие стороны сесть за стол переговоров. Завершающий этап стадии разрешения конфликта предполагает проведение переговоров и юридическое оформление достигнутых договоренностей. В межличностных и межгрупповых конфликтах результаты переговоров могут иметь форму устных договореннос­тей и взаимных обязательств сторон. Обычно одним из условий для начала переговорного процесса является временное перемирие. Но возможны варианты, когда на стадии предварительных договорен­ностей стороны не только не прекращают боевых действий, но идут на обострение конфликта, стремясь упрочить свои позиции на пе­реговорах.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Статьи по теме:

Уровень развития мышления
В раннем детстве закладываются основы развития мышления ребенка: от решения задач, требующих установления связей и отношений между предметами и явлениями, с помощью внешних ориентировочных действий дети переходят к решению их в уме с пом ...

Понятие и сущность мотивации
Термин «мотив» – русифицированное французское слово «motif», в буквальном смысле слова обозначает «побуждение», или от латинского слова «moveo» – двигаю. Впервые слово “мотивация” употребил А. Шопенгауэр в статье “Четыре принципа достато ...

Вывод
Движущей силой развитием отношений между детьми является игра, которая появляется у 2-летних детей. В период между 2-5 годами жизни взаимодействия между детьми становится более частым, более продолжительным, более социальным иболее сложны ...