Общая теория конфликта.

Страница 9

5. Конфликт способствует получению информации об окружаю­щей социальной среде, соотношении силового потенциала конкури­рующих формирований.

6. Внешний конфликт способствует внутригрупповой интеграции и идентификации, укрепляет единство группы, нации, общества, мобилизует внутренние ресурсы. Он также помогает находить дру­зей и союзников, выявляет врагов и недоброжелателей.

7. Внутренние конфликты (в группе, организации, обществе) вы­полняют следующие функции:

- создание и поддержание баланса сил (в том числе и власти);

- социальный контроль за соблюдением общепринятых норм, пра­вил, ценностей;

- создание новых социальных норм и институтов, обновление су­ществующих;

- адаптация и социализация индивидов и групп;

- группообразование, установление и поддержание нормативных и физических границ групп;

- установление и поддержание относительно стабильной струк­туры внутригрупповых и межгрупповых отношений;'

- установление неформальной иерархии в группе и обществе, в том числе выявление неформальных лидеров.

8. Конфликт выявляет позиции, интересы и цели участников и тем самым способствует сбалансированному решению возникающих проблем. В открытой социальной системе конфликт выполняет роль «предохранительного клапана», своевременно выявляя возникаю­щие противоречия и сохраняя социальную структуру в целом.

Конфликт несет в себе негативные функции, когда:

- ведет к беспорядку и нестабильности;

- общество не в состоянии обеспечить мир и порядок;

- борьба ведется насильственными методами;

- следствием конфликта являются большие материальные и мо­ральные потери;

- возникает угроза жизни и здоровью людей.

К негативным можно отнести большинство эмоциональных кон­фликтов и, в частности, конфликты, возникающие вследствие соци­ально-психологической несовместимости людей. Негативными счи­таются также конфликты, затрудняющие принятие необходимых решений. Негативные последствия может иметь и затянувшийся позитивный конфликт.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 

Статьи по теме:

Тестовые методы
Выявление детей, обладающих незаурядными способностями, представляет собой сложную и многоаспектную проблему. Широкое распространение получили всевозможные тесты, направленные на выявление одаренности. Но проблема в том, что в интерпрета ...

Профессиография
Профессиография - технология изучения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психолого-физическим возможностям человека. Используется в целях разработки информационных, диагностических, ...

Подготовительный этап – довербальное развитие общения
Исследования, выполненные в лаборатории психологии детей раннего и дошкольного возраста НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, обнаружили, что на протяжении 1-го года ребенок сменяет по крайней мере две формы общения с окружающим ...