Общая теория конфликта.

Страница 7

Переговоры предполагают взаимный поиск компромисса конф­ликтующих сторон и включают возможные процедуры.

1. Признание наличия конфликта.

2. Утверждение процедурных правил и норм.

3. Выявление основных спорных вопросов (оформление «Прото­кола разногласий»).

4. Исследование возможных вариантов решения проблем,

5. Поиск соглашений по каждому спорному вопросу и урегулиро­вания конфликта в целом.

6. Документальное оформление всех достигнутых договоренностей.

7. Выполнение всех принятых взаимных обязательств. Переговоры могут отличаться как уровнем договаривающихся сторон, так и существующими разногласиями. Но основные проце­дуры (элементы) переговоров остаются неизменными.

Метод «принципиальных переговоров» или «переговоров по суще­ству», разработанный в рамках Гарвардского проекта по перегово­рам, изложенный в книге «Путь к согласию, или переговоры без поражения» Роджером Фишером и Уильямом Юри, сводится к че­тырем пунктам.

1. Люди.

Сделайте разграничение между участниками перегово­ров и предметом переговоров.

2. Интересы

. Сосредоточьте внимание на интересах, а не на пози­циях.

3. Варианты

. Выделите круг возможностей, прежде чем прини­мать решение.

4. Критерии

. Настаивайте на том, чтобы результат основывался на какой-то объективной норме.

В основу переговорного процесса может быть положен метод компромисса, основанный на взаимных уступках сторон, или метод кон­сенсуса, ориентированный на совместное решение существующих проблем.

Методы ведения переговоров и их результаты зависят не только от отношения между противоборствующими сторонами, но и от внутреннего положения каждой из сторон, отношения с союзника­ми и других внеконфликтных факторов.

Завершение непосредственного противоборства сторон не всегда означает, что конфликт полностью разрешен. Степень удовлетворен­ности или неудовлетворенности сторон заключенными мирными договоренностями во многом будет зависеть от следующих положе­ний:

- насколько удалось в ходе конфликта и последующих перегово­рах достичь преследуемой цели;

- какими методами и способами велась борьба;

- насколько велики потери сторон (людские, материальные, тер­риториальные и др.);

- насколько велика степень ущемленное чувства собственного достоинства той или иной стороны;

- удалось ли в результате заключения мира снять эмоциональное напряжение сторон;

- какие методы были положены в основу переговорного процесса;

- насколько удалось сбалансировать интересы сторон;

- навязан ли компромисс одной из сторон или третьей силой, или явился результатом взаимного поиска решения конфликта;

- какова реакция окружающей социальной среды на итоги конф­ликта.

Если стороны считают, что подписанные мирные соглашения ущемляют их интересы, то напряженность сохранится, а прекраще­ние конфликта может восприниматься как временная передышка. Мир, заключенный вследствие обоюдного истощения ресурсов, так­же не всегда способен разрешить основные спорные проблемы. Наи­более прочным является мир, заключенный на основе консенсуса, когда стороны считают конфликт полностью разрешенным и стро­ят свои отношения на основе доверия и сотрудничества.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Статьи по теме:

Непроизвольное запоминание и целенаправленная деятельность.
Непроизвольное запоминание – это продукт и условие осуществления познавательной и практических действий. Это строго закономерный процесс. Осмысливание задач и путей изучения непроизвольного запоминания и его отношения к произвольному неп ...

Подростковый возраст, его особенности.
Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Этот переход подразделяется на два этапа подростковый возраст и юность (ранняя и поздняя). Однако хронологические границы этих возрастов часто опред ...

Эмоциогенные ситуации
Есть ли раздражители, объекты, ситуации, которые сами по себе являются для чело­века эмоциогенными, т. е. вызывающими ту или иную эмоцию? П. Фресс (1975) утверждает, что эмоциогенной ситуации как таковой не бывает, она зависит от отношен ...