Политические конфликты.

Страница 11

Но, пожалуй, самыми сложными для урегулирования и разрешения являются вертикальные режимные политические конфликты. Субъек­тами таких конфликтов выступают, с одной стороны, государственные институты и организации, выражающие интересы господствующих слоев населения и правящей элиты, с другой — оппозиционные органи­зации, представляющие подвластные массы. Конечной целью режим­ного политического конфликта является смена (сохранение) существу­ющей политической системы. В таких конфликтах особенно велика цена ошибок и просчетов. Негативное развитие может привести обще­ство к гражданской войне.

Сложность в разрешении режимных политических конфликтов заключается еще и в том, что оппозиционная сторона может игно­рировать существующие правила политической борьбы, требовать их изменения, действовать незаконными методами, подстрекать широкие слои населения к массовым выступлениям и неповинове­нию властям. В этой борьбе законность (легитимность) и незакон­ность (нелегитимность) носят взаимопереходящий характер. «Не­законные» действия оппозиции, в случае ее победы, приобретают законность (легитимность), а «законные» действия потерпевшей поражение правящей элиты становятся незаконными.

Для того, чтобы не допустить негативный ход развития радикаль­ного политического конфликта, необходим своевременный и всесто­ронний анализ конфликтной ситуации, в котором должны быть вы­явлены следующие ключевые вопросы:

Каковы основные причины возникновения конфликта? Каковы истинные намерения и цели сторон? Какие силы задействованы в конфликте и какие силы могут при­нять участие в ходе развития конфликта?

Кому выгодно конфликтное развитие событий? На основании полученных данных появляются возможности:

- составить прогноз возможного развития событий;

- определить возможные варианты урегулирования конфликта;

- разработать план урегулирования и разрешения конфликта, оп­ределить тактические и стратегические задачи.

Практическая реализация плана предполагает следующую последовательность действий:

1) уменьшить (снять) эмоциональное напряжение конфликтую­щих (например, информацией о намерениях);

2) четко определить предмет спора и тем самым локализовать кон­фликт;

3) установить (оговорить) нормы и правила взаимодействия конфликтующих сторон;

4) организовать диалог между конфликтующими сторонами и от­крыто информировать общественность о позициях сторон и прини­маемых мерах по урегулированию конфликта;

5) отделить проблемы от субъективной заинтересованности уча­стников конфликта и сосредоточить внимание на их разрешении.

Если в результате принятых мер урегулировать или локализовать конфликт не удалось и его дальнейшее развитие представляет угрозу для общества, то властные структуры должны быть готовыми при­менить силу или остановить развитие конфликта угрозой примене­ния силы.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 

Статьи по теме:

Психология управления: ее объект и предмет.
Психология управления как наука продуцирует психологические знания, принимаемые при решении проблемы управления деятельностью трудового коллектива. Личность работника изучается рядом психологических дисциплин, как психология труда, инжен ...

Социально-психологические методы управления.
Методы социального нормирования. → Разработка и утверждение коллективом норм поведения. (кодекс чести и т.п.). Методы воспитания. → Понятие форм морали через агитацию ,убеждение и т.п. ...

Закон Стивенса.
Американский психофизик Стивенс предложил свое решение задачи. Исходным пунктом для него был также закон Бугера - Вебера. Но модель сенсорного пространства он представлял себе иначе. Стивенс предположил, что в сенсорном пространстве дейст ...