Но, пожалуй, самыми сложными для урегулирования и разрешения являются вертикальные режимные политические конфликты. Субъектами таких конфликтов выступают, с одной стороны, государственные институты и организации, выражающие интересы господствующих слоев населения и правящей элиты, с другой — оппозиционные организации, представляющие подвластные массы. Конечной целью режимного политического конфликта является смена (сохранение) существующей политической системы. В таких конфликтах особенно велика цена ошибок и просчетов. Негативное развитие может привести общество к гражданской войне.
Сложность в разрешении режимных политических конфликтов заключается еще и в том, что оппозиционная сторона может игнорировать существующие правила политической борьбы, требовать их изменения, действовать незаконными методами, подстрекать широкие слои населения к массовым выступлениям и неповиновению властям. В этой борьбе законность (легитимность) и незаконность (нелегитимность) носят взаимопереходящий характер. «Незаконные» действия оппозиции, в случае ее победы, приобретают законность (легитимность), а «законные» действия потерпевшей поражение правящей элиты становятся незаконными.
Для того, чтобы не допустить негативный ход развития радикального политического конфликта, необходим своевременный и всесторонний анализ конфликтной ситуации, в котором должны быть выявлены следующие ключевые вопросы:
Каковы основные причины возникновения конфликта? Каковы истинные намерения и цели сторон? Какие силы задействованы в конфликте и какие силы могут принять участие в ходе развития конфликта?
Кому выгодно конфликтное развитие событий? На основании полученных данных появляются возможности:
- составить прогноз возможного развития событий;
- определить возможные варианты урегулирования конфликта;
- разработать план урегулирования и разрешения конфликта, определить тактические и стратегические задачи.
Практическая реализация плана предполагает следующую последовательность действий:
1) уменьшить (снять) эмоциональное напряжение конфликтующих (например, информацией о намерениях);
2) четко определить предмет спора и тем самым локализовать конфликт;
3) установить (оговорить) нормы и правила взаимодействия конфликтующих сторон;
4) организовать диалог между конфликтующими сторонами и открыто информировать общественность о позициях сторон и принимаемых мерах по урегулированию конфликта;
5) отделить проблемы от субъективной заинтересованности участников конфликта и сосредоточить внимание на их разрешении.
Если в результате принятых мер урегулировать или локализовать конфликт не удалось и его дальнейшее развитие представляет угрозу для общества, то властные структуры должны быть готовыми применить силу или остановить развитие конфликта угрозой применения силы.
Статьи по теме:
Изменение личности или психическое старение
Чаще всего психологический портрет старого человека складывается для многих из негативных, отрицательных характеристик. Снижение самооценки, неуверенность в себе, недовольство собой; опасение одиночества, беспомощности, обнищания, смерти; ...
Одарённость и творчество.
Процесс познания определён принятой задачей только на первой его стадии. Затем, в зависимости от того, рассматривает ли человек решение задачи как средство для осуществления внешних по отношению к познанию целей или оно само есть цель, о ...
Использование разных моделей и подходов консультирования семьи
Цель одна – выработать для каждой семьи оптимальный вариант, модель для оптимизации семейного общения. В.Кемплер писал: «Нет методов, - есть люди». Психолог должен стать активным участником встречи с семьей, и от него во многом зависит ус ...
Разделы