Понятие одаренности

Психологическая информация » Понятие одаренности

Страница 3

Разнообразны типы одаренности в физической организации, нередко сочетающиеся с теми или иными типами интеллектуаль­ной одаренности. Среди них такие типы, как двигательно-физический, нервно-пластический, интеллектуально-физический. Физиче­ская одаренность важна для каждого человека, но совершенно необходима для исполнения рабочих, крестьянских, космических, воинских профессий, а также для танцовщиков, актеров, физкуль­турников и спортсменов.

Одаренность различных направлений и типов как качественное новообразование в человеке проявляется в результате разнооб­разных комбинаций всех сущностных сил. Развитию ее в ребенке способствует информация о возрастных проявлениях талантливости, степени, силе и форме ее выражения. Направленность неко­торых способностей ребенка может проявляться ярко уже в раннем, дошкольном возрасте. Одаренность в двигательно-физической сфере, придающая телу особую пластичность, открывающая перспективу занятий балетом и спортом, подлежит развитию, едва завершится первоначальный этап становления организма. Раннее проявление талантливости обнаруживается в области теоретико-интеллектуального и художественного творчества. Включение в активную деятельность соответствующих сущностных сил дошколь­ников (слуха, зрения, осязания, психических процессов, нервной системы, дыхания)—решающее условие приобретения ими специ­альных навыков, успеха в достижении в будущем мастерства.

Вместе с тем у многих ребят может и не быть яркого прояв­ления способностей в раннем возрасте. Их увлечения изменчивы и неустойчивы, они достигают средней успешности как в учебе, так и в свободно избранных занятиях. Однако это не значит, что такие дети вообще бездарны. Одни из них еще не нашли себя в повседневных обыденных делах, не попадали в ситуацию, наиболее благоприятную для проявления своих индивидальных способно­стей. Процесс созревания сущностных сил других несколько за­медлен, требует значительных временных затрат и большей рабо­тоспособности в избранном направлении деятельности. У таких ребят, с виду середнячков, в более поздние возрастные периоды случается бурное проявление дотоле скрытой, внутренне форми­ровавшейся одаренности, своеобразного сплава сущностных сил, обретающих, наконец, сферу форму проявления. Спонтанный взрыв способностей может направить интересы и деятельность ребенка в самом неожиданном направлении: в изобретательство, художественное или научное творчество, в область организации общественной человеческой деятельности. Наконец, одаренность ребенка может не обнаружиться очень долго, либо остаться нерас­крытой вовсе. Чаще всего это зависит от того, что в среде обитания школьник так и не находит себя, не сталкивается с деятельностью, которая бы разбудила в нем дремлющие творческие силы, привела их в движение и образовала талантливую личность. Подросток, живущий на селе, в глубинке, увлекающийся техникой, не имеет возможности освоить более совершенные машины, чем трактор или автомобиль. А школьник в городе, испытывающий любовь к жи­вотным, интересующийся проблемами экологии, ограничен обще­нием лишь с домашними животными, рыбками в аквариуме, пти­цами в клетке. Очевидно, что решающим условием проявления массовой одаренности детей является шпрота всеобщего среднего образования и разнообразие возможностей практической творческой деятельности. Закон случайного спонтанного проявления раз­нообразных человеческих способностей подтверждается тем чаще, чем более широки и многообразны возможности практического приложения детьми своих творческих сущностных сил. Одновре­менно в этом случае уменьшается элемент случайности в станов­лении ребенка способным человеком.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Последствия «навешивания» ярлыков.
Процесс социализации - это процесс взаимодействия личности и общества. Человек является и объектом (поскольку испытывает на себе воздействие со стороны общества, раз­личных социальных институтов и т.д.), и субъектом (так как он ставит пер ...

Процессы и механизмы возникновения привычки.
Приступая к какой-нибудь новой деятельности, человек не располагает сложившимися способами выполнения этого действия, ему приходится сознательно выполнять и контролировать не только действие в целом, направленное на цель, но и отдельные д ...

Формы творчества
Вы подошли к очень интересной и практичной главе этой книги о формах проявления сознания. Этот раздел расскажет о формах творчества и их связи со всеми степенями проявления человеческой осознанности. Каждый человек может подумать, что тво ...