Понятие одаренности

Психологическая информация » Понятие одаренности

Страница 5

Деятельностно-практические критерии одаренности конкретно выражаются в результатах детского творчества. Чем выше каче­ство произведения, изделия, чем более сформировавшимися явля­ются способности, очевиднее талантливость ребенка. Это ориги­нальность сочинения, логичность решении задач, глубина понима­ния проблем, практическая значимость технического творчества, эстетичность художественной самодеятельности, добротность ма­териальных продуктов труда, четкость организаторской деятель­ности, высокий уровень достижений в спорте, мастерство в изобразительном или исполнительском искусстве.

Направленность, сила и глубина одаренности ребенка измеряется наиболее точно и четко в случае комплексного применения всех критериев и одновременной оценки всех показателей. Самый высокий уровень одаренности фиксируется тогда, когда способ­ность к творчеству, обнаруживаясь в конкретной деятельности, сопровождается увлеченностью, твердом волей в стремлении к це­ли, органично соединена с простыми нормами человеческой кра­соты и нравственности в поведении, характеризуется успешностью и высоким качеством результатов труда. Проявление способным ребенком безволия, лени, отсутствия эстетического чутья — яркое свидетельство дремотного состояния, недостаточной зрелости и одаренности. Только воспитатель способен помочь такому школь­нику взять себя в руки, вырабатывать в себе качества и черты характера, без которых никакая природная талантливость реали­зоваться и состояться не может. Воспитание одаренности в детях есть одновременно воспитание их цельной личности.

Критерии детской одаренности эффективно используются лишь в условиях разрешенное по общих проблем организации педагоги­ческой работы но развитию творческих способностей школьников. Творческая работа детей педагогически эффективна тогда, когда целесообразна с точки зрения ее полезши! ценности, обществен­ной значимости. Прямая цель творчества, способная вдохновить и стимулировать активную деятельность ребенка, состоит в самоутверждении путем создания материальных и духовных ценностей. Косвенная, собственно педагогическая цель заключается в том, чтобы в процессе целесообразной полезной деятельности детей развить их сущностные силы: интеллект, зрение, слух, чувства, руки, пальцы, нервную систему, умения и навыки, способность приобретать и использовать знания. Эти цели достигаются, когда в организации детской жизни и труда широко применяются мето­ды творческого характера. Среди них—игры с использованием детской импровизации, выдумки; собственные задачи и практичес­кие упражнения; деловые письма, дневники, сочинения, стихи, рас­сказы, песни, рецензии, критические статьи; анализ современных общественно-политических событий, исторических фактов, произ­ведений искусства и данных науки; участие в спектаклях; актив­ность в творческой, экономической, производственной, организа­торской деятельности, в исследовательской работе. Важно также поощрение в творчестве детей самостояния: отстаивания ими споем позиции, оригинального видения мира, неординарного авторского проекта, на первый взгляд, абсурдного подхода к проблеме, проявления самостоятельной мысли, подвижничества. Необходимо также поддержание в детском творческом коллективе атмосферы честной, открытой критики в сочетании с доброжелательностью и взаимопомощью.

Детские таланты обнаруживаются и раскрываются в обстанов­ке, когда творчество пронизывает всю жизнь школьников. В орга­низации жизни, воспитания и обучения учащихся поток их твор­ческой деятельности должен постепенно нарастать и завоевывать все большее жизненное пространство и время. Элементы творче­ства должны присутствовать при изучении любого предмета, едва ли не на каждом уроке. Пусть совсем ненадолго, но все учащиеся попадают в ситуации необходимости проявления самостоятельно­сти, своего нестандартного мышления. На следующей ступени творческого развития каждый школьник получает возможность выбора предмета по интересу и осуществляет его творческое ос­воение. Серьезным подспорьем развития творческих способностей становится индивидуализация — выбор для каждого ученика оп­тимальных форм и средств обучения. Наибольшие возможности творческого совершенствования всех школьников обеспечиваются широчайшей сферой внеклассной, внешкольной работы, участием в многообразных общественных организациях и неформальных объединениях, в том числе по месту жительства. Это исследова­тельские технические центры и центры эстетического воспитания, дома и дворцы пионеров и школьников, общества охраны природы и любителей книги, друзей животных, изучения и сохранения на­циональной культуры, отряды поддержки социальных, культурных, спортивных общественных инициатив. Общеобразовательные и дифференцированные учебные занятия, система внешкольных го­сударственных и общественных учреждений позволяют вовлечь буквально всех школьников в процесс саморазвития способностей и дарований.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Схематизация
По мере категоризации личности, события или ситуации в процесс социализации включается схематизация – нахождение в опыте соответствующей схемы. Наиболее часто встречающееся определение схемы – знания о понятиях или типах стимулов, включа ...

Индивидуальные особенности мотивации
Процесс формирования мотива может иметь индивидуальные особенности в зависимости от свойств личности. Так, например, психастеники предъявляют необычайно высокие требования к своему моральному облику, поэтому у них в формировании мотива не ...

Прием и выполнение заказа.
Прием заказа . Для удобства официанта, а также и потребителя заказ следует принимать, находясь с левой стороны от потребителя. Слегка наклонившись к нему, официант делает записи карандашом или шариковой ручкой в книжку, которая должна леж ...