Понятие одаренности

Психологическая информация » Понятие одаренности

Страница 4

Наблюдения за способными детьми показывают, что между их одаренностью и успешностью в учебе нет жесткой и однозначной положительной зависимости. Больше того как убеждает повсед­невная практика, высокую успешность по всем общеобразователь­ным предметам проявляют, как правило, учащиеся средних, ярко не обозначившихся способностей. Необходимость одинаково рав­нозначного напряжения душевных сил для успешного освоения всех учебных предметов, рассредоточение духовных и физических сил приглушает, сдерживает, обескровливает, притормаживает процесс развития дарования в каком-либо одном направлении. Вот почему, включая школьников в процесс освоения различных обще­образовательных наук, ремесел, видов трудовой деятельности, со всем не обязательно требовать от них уравнительного распреде­ления сил и одинаковой успешности но всем дисциплинам. Имеете с тем существует прямая и жесткая зависимость между опреде­лившейся одаренностью и детской активностью, проявлением це­ленаправленного интереса, увлеченности, трудолюбия.

Внутренне-психологические и физиологические критерии ода­ренности характеризуются развитостью, своеобразием протекания и проявления всех психических и нервно-физиологических процес­сов. Глубина, ясность, неординарность теоретического или образ­ного мышления, свобода речевого самовыражения; богатство твор­ческого воображения, прочность и оперативность логической, зри­тельной, слуховой, эмоциональной, сенсорно-двигательной памяти; быстрота реакции, гибкость нервной и физической организации тела; интеллектуальная раскрепощенность, умение подвергать со­мнению и критическому осмыслению устоявшиеся представления, стереотипы, догмы. Все эти особенности психики ярко обнаружи­ваются у детей в процессе повседневной учебной и внеурочной деятельности, в условиях свободы творческого само проявления, необходимой и достаточной материальной базы.

В качестве внешнего психологического критерия формирую­щихся способностей и творческого потенциала детской личности может быть принята внутренняя материально-духовная пульси­рующая сила индивида, спонтанно проявляющаяся как интерес, любознательность, увлеченность, желание, настойчивое стремле­ние, духовно-органическая потребность к творчеству" в том или ином виде деятельности. Такое свободное влечение, спонтанное проявление комплекса способностей может оказываться за пре­делами организованной учебной или даже клубной работы. Ода­ренный ребенок, пассивный в школе, находит себе приют в до­машней мастерской, лаборатории, занимается изобретательством, выпиливанием, рисованием, рукоделием, вышиванием.

Нравственно-эстетические мерила одаренности выражаются в формирующихся чертах характера, личностных качествах, духовных стремлениях и идеалах. Подростки, юноши и девушки с развитыми способностями, как правило, знают, чего хотят и кем предполагают стать. Им свойственна преданность избранному делу, настойчивость, упорство и воли в достижении цели. Они при­носят в жертву мелкие удовольствия чувству долга и ответствен­ности, проявляют веру в успех дела, выдержку и дисциплину. Они способны терпеть неудобства, притеснения и даже страдания ради своего увлечения, готовы к борьбе, отстаиванию своего нрава на творчество. Талантливые дети самолюбивы, прямы, честолюбивы, честны, ценят одаренность в других людях, лишены зависти, под­лых намерений и чувств, считают ниже своего достоинства при­нимать участие в интригах. Они наделены эстетическим видением мира, усматривают красоту человека о его труде, ярком и само­бытном творческом самовыражении.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Механизм неудачи
Американский психолог Эрик Берн первым обратил внимание на любопытную закономерность: жизнь одних людей представляет собой цепь везений , другие сталкиваются с одними неудачами, третьи вечно унижены, четвертых постоянно бросают и т. д. Бе ...

Различные психологические приемы допроса
Приемы правомерного психического воздействия – приемы преодоления противодействия следствию. Раскрытие смысла и значения имеющейся информации, бессмысленности и нелепости ложных показаний, бесперспективности позиции запирательства – осн ...

Невербальная коммуникация
Другой вид коммуникации включает следующие основные знаковые систе­мы: 1) оптико-кинетическую, 2) пара-и экстралингвистическую, 3) организа­цию пространства и времени коммуникативного процесса, 4) ви­зуальный контакт. Совокупность этих с ...