Понятие одаренности

Психологическая информация » Понятие одаренности

Страница 4

Наблюдения за способными детьми показывают, что между их одаренностью и успешностью в учебе нет жесткой и однозначной положительной зависимости. Больше того как убеждает повсед­невная практика, высокую успешность по всем общеобразователь­ным предметам проявляют, как правило, учащиеся средних, ярко не обозначившихся способностей. Необходимость одинаково рав­нозначного напряжения душевных сил для успешного освоения всех учебных предметов, рассредоточение духовных и физических сил приглушает, сдерживает, обескровливает, притормаживает процесс развития дарования в каком-либо одном направлении. Вот почему, включая школьников в процесс освоения различных обще­образовательных наук, ремесел, видов трудовой деятельности, со всем не обязательно требовать от них уравнительного распреде­ления сил и одинаковой успешности но всем дисциплинам. Имеете с тем существует прямая и жесткая зависимость между опреде­лившейся одаренностью и детской активностью, проявлением це­ленаправленного интереса, увлеченности, трудолюбия.

Внутренне-психологические и физиологические критерии ода­ренности характеризуются развитостью, своеобразием протекания и проявления всех психических и нервно-физиологических процес­сов. Глубина, ясность, неординарность теоретического или образ­ного мышления, свобода речевого самовыражения; богатство твор­ческого воображения, прочность и оперативность логической, зри­тельной, слуховой, эмоциональной, сенсорно-двигательной памяти; быстрота реакции, гибкость нервной и физической организации тела; интеллектуальная раскрепощенность, умение подвергать со­мнению и критическому осмыслению устоявшиеся представления, стереотипы, догмы. Все эти особенности психики ярко обнаружи­ваются у детей в процессе повседневной учебной и внеурочной деятельности, в условиях свободы творческого само проявления, необходимой и достаточной материальной базы.

В качестве внешнего психологического критерия формирую­щихся способностей и творческого потенциала детской личности может быть принята внутренняя материально-духовная пульси­рующая сила индивида, спонтанно проявляющаяся как интерес, любознательность, увлеченность, желание, настойчивое стремле­ние, духовно-органическая потребность к творчеству" в том или ином виде деятельности. Такое свободное влечение, спонтанное проявление комплекса способностей может оказываться за пре­делами организованной учебной или даже клубной работы. Ода­ренный ребенок, пассивный в школе, находит себе приют в до­машней мастерской, лаборатории, занимается изобретательством, выпиливанием, рисованием, рукоделием, вышиванием.

Нравственно-эстетические мерила одаренности выражаются в формирующихся чертах характера, личностных качествах, духовных стремлениях и идеалах. Подростки, юноши и девушки с развитыми способностями, как правило, знают, чего хотят и кем предполагают стать. Им свойственна преданность избранному делу, настойчивость, упорство и воли в достижении цели. Они при­носят в жертву мелкие удовольствия чувству долга и ответствен­ности, проявляют веру в успех дела, выдержку и дисциплину. Они способны терпеть неудобства, притеснения и даже страдания ради своего увлечения, готовы к борьбе, отстаиванию своего нрава на творчество. Талантливые дети самолюбивы, прямы, честолюбивы, честны, ценят одаренность в других людях, лишены зависти, под­лых намерений и чувств, считают ниже своего достоинства при­нимать участие в интригах. Они наделены эстетическим видением мира, усматривают красоту человека о его труде, ярком и само­бытном творческом самовыражении.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Гендер и стратификация
В течение многих лет исследования по стратификации страдали своеобразной слепотой в отношении роли, которую играют половые различия. Авторы писали свои труды так, как будто женщин не существовало, или будто они считали, что при анализе не ...

Семейная структура.
Процесс социолизации обеспечивают не только родители, но и сиблинги. В психологически разных условиях оказываются и несколько по-разному должны воспитываться дети, родившиеся первыми и следующими в семье. Установлено, например, что со сво ...

Формирование и поддержка имиджа кандидата.
Под «имиджем» (точнее, «личным имиджем») кандидата мы условимся понимать его внешний вид, манеру держаться и говорить и т.д. В этом смысле имидж далеко не тождественен положительному образу. Главное отличие состоит в объекте управления: п ...