Проблема личности в работах В.С. Мерлина

Психологическая информация » Проблема личности в работах В.С. Мерлина

Страница 4

Именно отношение к деятельности определяет психологические свойства личности. У отношения личности всегда есть цель и направление. Это целенаправленное отношение характеризуется задачами, целями и тенденциями деятельности. Связь между целью и результатом носит индивидуальный, единичный, неповторимый характер, поэтому познание психологии личности требует не обобщающего, а индивидуализированного мышления. Найти причинную зависимость отношений личности от социальных отношений и взаимоотношений является одной из основных задач психологии. Цель действия совпадает с причиной, которая лежит внутри самого действующего субъекта. Единство внутренних и внешних причин основополагают любое материальное явление. Цели, являющиеся внутренними причинами действий, сами по себе не могут детерминировать поведение человека. Причина и следствие могут иметь взаимооднозначные функциональные связи, т.е. от одних и тех же причин зависит одно и только одно следствие и наоборот. Так как личность одновременно есть индивидуальность возникает другая методологическая проблема исследования личности. Задача теории психологии личности состоит не в простом описании какой-либо конкретной, единичной индивидуальности, а в разъяснении общих закономерностей происхождения, развития и структуры каждой индивидуальности. С позиций материальной действительности при воспитательном или психотерапевтическом воздействии на личность индивидуальность рассматривается как основной фактор, с помощью которого можно судить об эффективности этого воздействия. Затем возможно обобщение практического опыта. И соотнося между собой однородные похожие опыты практического воздействия на личность и выискивая общие моменты, мы определяем какую роль для образования индивидуального фактора в общих закономерностях развития или структуры личности они сыграли. Психические свойства личности формируются и обусловлены всей историей развития личности. Наличная ситуация лишь играет роль пускового механизма, вызывающего тот или иной вид проявления личности, она же определяет и само содержание психического процесса. У каждого человека своя история личности и обусловленных ею свойств. Общим является лишь социальный строй, социальное положение, общественные цели и задачи воспитания и т.п., определяя социальный тип личности. Перед исследователями психологии личности встает проблема распознания истинной сущности человека, а не маски, которую он часто одевает, узнать каким он хочет себя видеть. Основным признаком свойств личности является степень их устойчивости под воздействием неблагоприятных условий действительности, т.е. длительность их сопротивления. Психические свойства личности напрямую зависят от свойств нервной системы. В зависимости от свойств нервной системы происходит влияние на свойства личности, вызывая различные проявления. Эвристическое значение для психологии личности имеют физиологические исследования.

Предметом психологического исследования личности является система обобщенных отношений личности в окружающей действительности и тех способов действия с помощью которых осуществляются эти отношения. Система свойств личности входит в свою очередь в подсистему большой системы общественных взаимоотношений. Подсистема свойств личности стоит в многозначной зависимости от подсистем нижестоящего уровня – физиологических свойств организма и психических свойств человека как индивидуума. В такой же взаимосвязи находятся психические свойства личности и социально-психологическая характеристика социальной группы. Свойства личности тоже находятся в взаимооднозначной или многозначной зависимости друг от друга. Эти зависимости формируют характерные психологические закономерности личности. Самовыражение личности происходит через взаимосвязанное единство и физиологических свойств организма, и психических свойств личности, и психологии социальной группы, общества в целом. Каждая подсистема в большой социальной системе «организм человека – общество» следует своим специфическим закономерностям. Конечно же существуют многочисленные противоречия между подсистемами личности, например, свойства личности могут противоречить свойствам темперамента. Стремление изменить условия своего существования в процессе деятельности дает представление о личности как о субъекте. Но возможность повлиять на условия своего существования возникает только в коллективной деятельности. Сама личность может лишь переживать условия существования в социальной группе или обществе. И без отсутствия активной коллективной деятельности сознание и самосознание в состоянии создать лишь иллюзию свободы от природных и общественных закономерностей, воздействующих на жизнь человека. Субъектом в коллективной деятельности личность становится при наличии общих стремлений, целей, отношений, т.е. при ее социальной типичности. И то насколько личность сумеет сохранить в себе индивидуально-своеобразного и преобразовать в соответствии с этим коллективную деятельность можно судить о личности как о субъекте, стремящимся улучшить окружающую действительность.

Страницы: 1 2 3 4 

Статьи по теме:

Общая схема структуры математических способностей в школьном возрасте по В. А. Крутецкому.
Собранный В. А. Крутецким материал позволил ему выстроить общую схему структуры математических способностей в школьном возрасте. Получение математической информации. Способность к формализованному восприятию математического материала, с ...

Формирование первого впечатления о другом человеке.
Важной сферой исследования межличностной перцепции является изучение процесса формирования первого впечатления о другом человеке. Описаны три наиболее типичные схемы, в соответствии с которыми протекает этот процесс. Каждая “схема” запуск ...

Способы и методы определения причин конфликта
Существует несколько способов или методов определения причин конфликтного поведения. В качестве примера рассмотрим один из них - метод картографии конфликта, разработанный Х.Корнелиусом и Ш.Фэйром. Суть его в следующем: · определите про ...