Понятие социализации.

Страница 1

Социализация – это процесс, посредством которого ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре, считающиеся в ней необходимыми и желательными. агентами социализации выступают люди и социальные институты, включенные в этот процесс, - родители, сиблинги, сверстники, учителя, представители,. церкви, телевидение и другие СМИ. Хотя все они могут оказывать на ребенка большое влияниесемья, как правило, является наиболее значимой частью мира ребенка. По этой причинеона обычно рассматривается как первичный и наиболее мощный агент социализации, играющий ключевую роль в формировании личностных черт и мотивов; в руководстве социальным поведением; в передаче ценностей, веры и норм, свойственных данной культуре.

Цель социализации, т.е. личностные качества, которые должен приобрести ребенок, и социальное поведение, которое он должен усвоить, - варьируют от одной культуры к другой, точно так же как и методы, используемые для социализации ребенка. Например, в американской культуре ценятся такие качества, как независимость, уверенность в себе, высокий интеллект, уважительность, популярность, целеустремленность и умение защищать свои права. В японсокй культуре, наоборот, ценится преданность своей группе и общности, эмоциональная сдержанность, сговорчивость, готовность долго и упорно работать для достижения отдаленной цели, обходительность и скромность. Руководствуясь представлениями о значении социальной группы, японские родители нередко для контроля поведения ребенка пытаются его пристыдить; например, они могут спросить: «А что подумают другие люди?».

Стиль и методы воспитания, используемые каждым родителем, являются функцией от множества взаимосвязанных факторов. Как уже отмечалось, один из них – культурный контекст. Японские родители, в отличии от американских, считают необходимым в воспитательных целях пристыдить ребенка. В американской культуре, в некоторых ее субкультурах и социальных группах, родители склонны использовать физическое наказание детей за непослушание, тогда как в других соцальных группах родители прибегают к этому крайне редко.Еще одним фактором, влияющим на выбор методов воздействия, является уровень развития ребенка. В общем, чем старше становится ребенок, тем реже родители используют физическое наказание, а такое физическое проявление любви, как ласка, все чаще заменяется иными способами выражения любви и одобрения. С совершенствованием речевых навков ребенка растет эффективность применяемых родителями словесных указаний, разьяснений и рассуждений.

Согласно Белски, факторы, влияющие на качество воспитания, подпадают под три большие категории: 1) воздействие родителей (личностные особенности, ожидания, убеждения относительно целей социализации, самого ребенка и эффективных методов социализации); 2)качества ребенка (личностные характеристики и когнитивные способности); 3) более широкий социальный контекст, в котором заключены родительско-детские отношения, в том числе и супружеские отношения родителей, область их социальных и профессиональных контактов.

Стиль воспитания и используемые дисциплинарные методы с неизбежностью отражают личностные качества родителей и систему их убеждений. Эмоционально зрелые, хорошо адаптированные родители скорее всего будут реагировать на проявление ребенком своих потребностей с большими чуткостью и вниманием, чем родители, менее благополучные в психологическом плане; сензитивное воспитание способствует развитию эмоциональной устойчивости, независимости, социальной компетентности и интелектуальных навыков.

Помимо личностных особенностей на формирование стиля дисциплинирования в значительной мере влияют представления родителй о мотивации и способностях ребенка. Пытаясь социализировать своих детей таким образом, чтобы они успешно адаптировались в обществе, родители обычно оценивают их действия как хорошие или плохие, зрелые или незрелые, желательные или нет.

Некоторые родител уверены, что ребенок конструктивен и адаптивен в своем познании мира через эксперементирование. Они беседуют с детьми и задают им множество вопросов, таким образом побуждая их к размышлению и рассуждению. Более того, те кто убежден в естественной одаренности ребенка, в его способности к быстрому обучению, полагают, что по отношению к ребенку не следует быть жестко директивным. родители же, которые считают, что дети пассивны в своем познании мира, напротив, используют наставления и указания, которые в меньшей мере способствуют когнитивному развитию.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Предупреждение конфликтов как тактика современного менеджмента
Конечно, при выработке свода правил и норм с целью повышения уровня взаимоотношений не следует ограничиваться только мерами социально-психологического характера. Следует также активно использовать организационно-управленческие методы, опи ...

Развитие головного мозга в онтогенезе.
Эмбриональный и постэмбриональный периоды онтогенеза играют исключительно важную роль в развитии головного мозга. Развитие и свойства этого органа определяются прежде всего генетическими факторами. Генетические исследования выявили гены, ...

Заключение.
Воспитывать - не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а, прежде всего, самому жить по - человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, оставить в них о себе добрую память, которая служила бы потом ...