Методы диагностики профессионального самосознания и ценностных ориентаций

Психологическая информация » Профессиональное самоопределение старшеклассников » Методы диагностики профессионального самосознания и ценностных ориентаций

Страница 2

— была по заслугам оценена другими;

— была для меня интересной;

— приносила

большие доходы;

— была полезной и нужной людям;

— доставляла мне радость и удовольствие и т.д.

Ранжирование ценностей позволяет определить, в чем совпа­дают личные ценности с общественными, с профессиональными и групповыми ценностями. Анализ конкретных ситуаций, связан­ных с выбором того или иного решения, позволяет сравнить ре­альные ценности с идеальными представлениями о своих ценностях. Выявление ценностных ориентации позволяет определить взаимоисключающие ценности, что именно человек игнорирует в си­туации выбора альтернативных ценностей, уточнить свои пози­ции в связи с возникающими проблемами, переоценить свои ценности. Выявление ценностей позволяет определить сферу, в которой человек готов нести полную ответственность за себя и за свои действия в решении своих проблем. В первую очередь необ­ходимо определить, какие ценности человек считает самыми важными. Это проясняет направление развития целей его дея­тельности. Затем необходимо проанализировать и рассмотреть возможные варианты последствий и сделать выбор, принять оп­ределенное решение.

Очень важным методом для диагностики профессиональных ориентаций оптанта является беседа. Представление

человека о себе необходимо увязать с пред­ставлениями о выбираемой профессии, поэтому вся беседа стро­ится на выявлении этих представлений и их сопоставлении. Можно попросить консультируемого описать какие, по его мне­нию, виды работ приходится выполнять в данной профессии и какие для этого необходимы знания, умения и навыки. Что больше всего ценится в данной профессии, какими качествами обладает человек, добившийся успеха в данной профессии? В бе­седе необходимо определить, по каким причинам консультируе­мый выбирает ту или иную профессию, кто одобряет и кто осуж­дает его выбор, почему, и какие доводы при этом кажутся ему убедительными. Хорошо использовать конкретные примеры. Например, обсудить, кто из близких или знакомых имеет такую профессию, ради чего он ее выбрал и ради чего выбирает ее консультируемый, какое будущее у этого человека, и как консульти­руемый видит свое будущее и т.п.

Дальнейшие

шаги в диагностике психологических проблем профессионального самоопределения личности связаны с умени­ем консультанта выделить те вопросы для обсуждения, которые помогут человеку лучше уяснить себе, что от него требуется, чтобы адаптироваться в современном профессиональном мире.

Работа по повышению уровня самосознания и самооценки позволяет учащимся выйти на осознание уровня мотивации про­фессионального выбора реально действующих и желаемых моти­вов труда, обострить психологические противоречия, которые могут заставить учащихся решать проблему профессиональных поисков или профессионального выбора, а не ждать готовых предложений и указаний.

В некоторых случаях человеку бывает недостаточно профес­сиональной консультации для решения его проблемы и требует­ся специальная психокоррекционная работа.

Особенно эффек­тивными, как показывает опыт, методами психокоррекционной работы со старшеклассниками, имеющими трудности в профес­сиональном самоопределении, являются групповые методы ак­тивного обучения и, в частности, социально-психологические тренинги.

Одним из центральных и в этом смысле судьбоносных в жизни каждого человека, в его профессиональной карьере, явля­ется вопрос о поиске, выборе и овладении профессией.

Сегодняшний деловой и профессиональный мир остро нуж­дается в профессионально мобильных людях, готовых грамотно принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их проведение в жизнь, способных успешно и эффективно нахо­дить и реализовывать себя в изменяющихся социально-экономи­ческих условиях в связи с поиском, планированием, выбором и устройством своей профессиональной карьеры. Даже бывалого взрослого человека такие вопросы и требования могут поставить в тупиковое, казалось бы, безвыходное положение. Это тем более справедливо для подростков, заканчивающих школу, и только вступающих о самостоятельную трудовую жизнь молодых людей. Именно поэтому на педагогах, школьных психологах, наставниках подрастающего поколения и, прежде всего, на самих учащихся, входящих в жизнь молодых людях, лежит огромная ответственность. Выполнение этой работы, имеющее целью прежде всего личностный рост и развитие учащихся, предполагает по возможности более полное и всестороннее использование всего арсенала накопленных в психологии данных, средств и методов. В этом отношении представляют несомненный интерес и могут оказаться полезными ре­зультаты психологического исследования структуры и динамики процесса профессионального становления личности, полученные в лаборатории профессионального обучения и воспитания, ныне лаборатории профессионального развития личности Психологи­ческого института РАО.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Лидеры толпы.
Начнём с общей характеристики понятия лидер. Как известно без вожака не может существовать ни стадо животных, ни человеческая толпа. Вожак сначала обычно сам бывает человеком, которого увлекла некоторая идея, который оказался ею загипнот ...

Теоретический подход к развитию психики в среднем возрасте.
Мы знаем о существовании 3-х теорий: психодинамическая, когнитивная и теория социального познания , которые много определили наши представления о развитии ребенка в раннем детстве. Большинство исследований и теоретических построений, каса ...

Изучение психологических особенностей военнослужащего
Изучение подчиненных достигается, как правило, двумя взаимосвязанными путями: Первый - сбор и анализ различных данных о жизни, учебе, службе и поведении воина {анализ документов и беседа). Второй - наблюдение за подчиненными в ходе повс ...