Методы диагностики профессионального самосознания и ценностных ориентаций

Психологическая информация » Профессиональное самоопределение старшеклассников » Методы диагностики профессионального самосознания и ценностных ориентаций

Страница 1

Использование в профессиональном консультировании мето­дик, направленных на выявление самосознания и самооценки человека, дает не только диагностический, но и, в некоторой степени, психокоррекционный эффект.

1)

В практике профессионального консультирования применя­ется, например, методика И. Кона описания себя:

«Кто я есть» и «Я через 5 лет». (Инструкция: «Напишите сочинение на тему «Кто я есть» и на тему «Я через 5 лет»). Эта методика позволяет прежде всего выявить содержательные компоненты самосозна­ния, наиболее актуальные его параметры. Самоописание

позво­ляет определить:

1)социально-ролевую самоидентичность (к какой общности человек себя относит в настоящий момент, к какой он хотел бы себя отнести, с кем он себя идентифицирует),

2)ориента­цию человека на свои специфические признаки и качества, которые отличают его от других и по которым он сравнивает себя с дру­гими,

3)способность делать прогнозы в отношении себя, место про­фессии в общем жизненном контексте человека.

У молодых людей, обеспокоенных своим профессиональным будущим, стремящихся учиться в профессиональном учебном заведении или получить профессию в процессе работы, наблюдается опережающее развитие в оценке своих личност­ных качеств

по сравнению с оценкой своих профессиональных качеств. Учащиеся лучше представляют себя как личность вооб­ще, то есть в совокупности моральных, физических, интеллектуальных качеств, своих интересов и

склонностей, но в меньшей степени имеют представления о своем профессиональном «Я».

Имеющиеся различия в

самооценке прежде всего касаются ее содержательных компонентов. Одни знают о себе больше, другие меньше; определенные качества личности, способности, значи­мые на данный момент, подвергаются анализу и оценке, другие, в силу их неактуальности, человеком не оцениваются (хотя и могут быть оценены по ряду параметров). Существуют такие личностные свойства и качества, которые не включаются в сферу осознания и самооценки, человек просто не может оценить себя по ряду параметров.

2)

Для выявления

не только содержательных,

но и оценочных параметров самосознания можно использовать различные моди­фикации методики Дембо—Рубинштейндля самооценки с помо­щью размещения себя на шкале. Шкалы самооценки должны включать как профессионально значимые, так и общеличностные качества, что позволяет определить место и значение в структуре самооценки профессионально значимых качеств. Могут быть предложены, например, такие шкалы для оценива­ния: ум, сила, доброта, способности, воля, ответственность, активность, общительность, успешность, справедливость, сме­лость, уступчивость, вспыльчивость, упрямство, осторожность, решительность, самостоятельность, трудолюбие, целеустремлен­ность, здоровье, счастье. Каждая шкала — отрезок длиной 10 см, Результат выражается в баллах, равных числу сантиметров от на­чала шкалы до отметки испытуемого на шкале.

Инструкция: допустим на этом отрезке расположены все люди:

1 10

воля

Слева — самые безвольные, справа — самые волевые. Нужно крестиком отметить свое место на этой шкале. Для каждого ка­чества слева на шкале будет минимум этого качества, справа — максимум.

Результаты самооценки служат основанием для беседы и дальнейшего обследования. Необходимо особенно выделить те параметры самооценки которые вызывают затруднения при их оценивании.

Успех в решении психологических проблем всегда связан с выбором. Выбор происходит на основании того, что человек считает наиболее важным и правильным на основании ценнос­тей, сформированных в его прошлом опыте. Поэтому диагности­ка ценностных ориентаций

человека дает возможность получить представление о его проблемах, сопоставляя ценности между собой и с реальными условиями, в которых эти ценности могут находить, или не находить свое утверждение. Такое сопоставление возможно с помощью методик, позволяющих ранжировать ценности

или сравнивать представление о своих ценностях с ре­альным поведением. Для ранжирования ценностей может быть представлен либо список ценностей (таких, например, как рабо­та, образование, семья, материальное благополучие, здоровье, дружба, хобби, слава, богатство, власть и пр.), либо список вы­сказываний типа: «Я бы хотел, чтобы моя работа .»

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Социальные условия, способствующие закреплению агрессии
Э. Фромм говорил: «Семья – есть своего рода «психологический посредник» общества, поэтому в процессе адаптации в семье ребенок формирует характер, который затем станет основой его адаптации к обществу и решения различных социальных пробле ...

Схема профконсультирования
Схема процесса профконсультирования может быть следующей: Подготовительный этап. Основная задача консультанта на данном этапе – составить общее представление о проблеме клиента. Консультант анализирует имеющиеся у него данные и готовитс ...

Факторы, влияющие на толпу.
Факторы, оказывающие влияние на характер мнения и верований толпы можно разделить на две составляющих: непосредственные и отдаленные. "Отдаленные" - те, которые подготавливают почву для прочих влияний, это наиболее фундаменталь ...