Методы диагностики профессионального самосознания и ценностных ориентаций

Психологическая информация » Профессиональное самоопределение старшеклассников » Методы диагностики профессионального самосознания и ценностных ориентаций

Страница 3

Нередко у молодых людей, выпускников школ, бытует мне­ние,

что приобщение к профессии выступает всего лишь как «передача—прием» профессиональных знаний, умений и навы­ков. Однако в действительности дело обстоит далеко не так про­сто.

Профессиональное становление представляет собой доста­точно сложный, длительный, весьма подвижный, многоплано­вый и подчас противоречивый процесс, в котором отчетливо выделяются четыре стадии. (по Т.В. Кудрявцеву.).

Стадии профессионального становления:

Первая стадияпрофессионального становления личности связана с зарождением и формированием профессиональных на­мерений под влиянием общего развития личности и первона­чальной ориентировки в различных сферах трудовой деятельнос­ти, в мире труда и

мире профессий.

Психологическим критерием

успешности прохождения этой стадии является соответствующий общественным потребностям (как бы мы теперь сказали — требованиям рынка труда) и потреб­ностям самой личности выбор профессии или специальности.

Вторая стадия

— это период профессионального обучения и воспитания, то есть целенаправленной подготовки по избранной профессиональной деятельности и овладения всеми тонкостями профессионального мастерства.

Психологическим критерием

успешного прохождения этой ста­дии

является профессиональное самоопределение личности, то есть формирование отношения к себе как к субъекту избранной деятельности и профессиональной направленности, в которой достаточно четко отражаются установки на развитие профессио­нально значимых качеств (иногда их называют профессионально важными качествами — ПВК.). -

Третьи стадия

— активное вхождение в профессиональную среду, отражающее переход учащегося к новому типу деятельнос­ти — к профессиональному труду в разных его формах в услови­ях реального производства, выполнение служебных обязанностей и т. п.

Психологическим критерием

успешного прохождения данной стадии служит активное овладение профессией в условиях реального трудового процесса и производственных отношении, на­хождение себя в системе трудовых коллективов.

Четвертая стадияпредполагает полную или частичную реа­лизацию профессиональных устремлений и возможностей лич­ности в самостоятельном труде.

Психологический критерий

успешного прохождения этой ста­дии — степень овладения операциональной стороной професси­ональной деятельности, уровень сформированности профессио­нально значимых качеств личности, отношения к труду, мера мастерства и творчества.

Страницы: 1 2 3 

Статьи по теме:

Жизненный путь и творчество Зигмунда Фрейда
«Голос разума – негромкий, но не умолкает до тех пор, пока его не услышат». З.Фрейд З.Фрейд родился 6 мая 1856 года в австрийском городе Фрейберге. Семья Фрейдов долго скиталась по городам Европы в поисках убежища от еврейских по ...

Развитие интеллекта и специальных познавательных способностей в течение жизни
Интеллект подвержен изменению: в течение жизни способность к решению задач изменяется неравномерно. Большинство исследователей сходится на том, что в первые 20 лет жизни происходит основное интеллектуальное развитие человека, причем наибо ...

Общая классификация и типы толпы.
Толпы подразделяются следующие разновидности:[2] 1. Разнородная толпа. 1) Анонимная толпа (например, уличная); 2) Неанонимная (присяжные, парламентские собрания и т.п.). 2. Однородная толпа. 1) Секты (политические, религиозные и пр. ...