Методы диагностики профессиональных установок

Страница 1

Проблема надежного выявления профессиональных установок действительно является и очень важной, и очень сложной. Осу­ществляется подобное выявление, как правило, на основании профконсультационной беседы

, но наиболее интересные резуль­таты для выявления механизмов профессиональных установок и условий их формирования получены при использовании стандар­тизованных тестов

, построенных на основе той или иной теорети­ческой модели профессионального выбора. Широ­кое распространение получила методика, предложенная Дж. Крайтсом (1974) — «Шкала зрелости профессиональных установок» («Maturity of Vocational Attituds Scale»). По своей структуре она ориентирована на выявление 5 типов установок, таких как:

· уве­ренность и решительность в профессиональном выборе — нере­шительность (этот тип установок представлен, например, следую­щим пунктом: «Я пребываю в нерешительности относительно своего профессионального выбора»);

· беззаботность и материаль­ная обеспеченность — эгоцентризм и материальные интересы («Профессия важна лишь постольку, поскольку позволяет зараба­тывать деньги»);

· самостоятельность и активность — зависимость («Я буду следовать тем советам о выборе профессии, которые мне дают родители»);

· реализм и готовность к компромиссам — соци­альный престиж («Если профессия уже выбрана, то больше думать об этом нечего»);

· информированность и рациональность — бо­язнь («Чтобы правильно выбрать профессию, надо хорошо знать себя»).

Эти установки репрезентируются отдельными шкалами, которые объединяются в интегративной шкале зрелости профессиональных установок. Теоретической основой опросника по­служила модель профессионального развития, предложенная Д. Сьюпером (Super D., 1957) и Дж. Крайтсом, в которой профессиональное развитие рассматривается как проходящее ряд специ­фических в отношении возраста этапов, в каждом из которых тре­буется адекватное решение профессиональных задач.

Эта и сделанные на ее основе методики обладают достаточно хорошими показателями валидности (на основе связей показателей профессиональных установок с показателями зрелости Я-концепции, уровня профессиональных знаний, наличия опыта практичес­кой трудовой деятельности и т.д.), но из-за динамичности профес­сиональных установок в возрасте 14—16 лет показатели ретестовой надежности достаточно низкие.

Отечественными психологами была разработана методика для выявления индивидуально-психо­логических особенностей подростков, проявляющихся в ситуации профессионального выбора, т.е. методика выявления профессиональных установок. При этом был выбран компромиссный вариант типа методики: созданная методика может быть ис­пользована и в рамках структурированного и как стандартизованный тест.

Методика заключается в том, что подростки должны оценить степень соответствия каждого высказывания их психологическому состоянию в настоящее время. Для этого была использована шкала, включающая шесть степеней соответствия каждому высказыванию: от позиции «в полной степени мне со­ответствует» — до «совершенно мне не соответствует». Высказывания подростков группируются в следующие кластеры:

«Самостоятельность»,

здесь оказались сгруппированы выска­зывания, характеризующие ответственность и автономию подростка в решении профессиональной задачи выбора про­фессии: «Для меня чрезвычайно важно решить вопрос о вы­боре профессии самостоятельное «Я в состоянии самостоя­тельно принимать ответственные решения о своей будущей профессии», «Я решу самостоятельно, какую профессию вы­брать», «Для меня очень желательно как можно скорее приобрести социальную независимость».

1. «Подверженность эмоциональным влияниям»

— включает вы­сказывания, характеризующие ориентацию на эмоциональ­ный контекст принятия решения: «Мне кажется, что можно попробовать себя в нескольких профессиях и выбрать ту, ко­торая больше понравится», «Определенно стоит рискнуть, даже если мало шансов на успех, и выбрать очень привлека­тельную профессию», «Я с большим вниманием прислушива­юсь к каждому совету о моем профессиональном выборе».

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Особенности общения подростков.
Одним из важнейших факторов формирования личности является общение. Идеи о том, что общение играет важную роль в формировании личности, получили свое дальнейшее развитие в трудах отечественных психологов: Ананьева В.Г., Бодалева А.А., Выг ...

Подход к возрастной психологии.
С точки зрения автора курсовой работы теория и практика в психологии взрослого человека неотделимы. Существует несколько путей, при помощи которых производится коррекция. Психотерапия - один из них. Рассмотрим психотерапевтический подход ...

Детский психоанализ Анны Фрейд
Одним из последователей Фрейда, развиваших по направление детского психоанализа, являетса его дочь Анна Фрейд. Она полностью сосредоточила свое внимание на проблемах и методах психоанализа, применяемого к детям. В своих лекциях , вышедших ...