Методы диагностики профессиональных установок

Страница 3

9. «Ощущение собственной неспособности»

— включает высказы­вания, характеризующие заниженную самооценку профессио­нально важных способностей и профессиональных интересов: «Совсем

нет уверенности, что моих сил и способностей хватит для решения профессиональных задач», «Я мечтаю о такой про­фессии, которой, я знаю не смогу овладеть», «Из-за моего невезения мне может не повезти и с выбором профессии», «Делая профессиональный выбор, я надеюсь именно на везение».

Данные высказывания, сгруппированные в описанные клас­теры, образуют список «Опросника профессиональных установок»

. Снабженные порядковыми номерами, они могут предла­гаться для развернутого анализа субъективного восприятия кон­кретным подростком его профессионального развития и профессионального выбора. Для этого, конечно, необходимо введение стандартных значений выделенных кластеров. Но как уже было сказано, рекомендуемый метод — включение данных высказываний (конечно, с изменением местоимении) в структурированное интервью. Именно в этом случае возможно наиболее органическое сочетание собственно диагностического и коррекционного аспектов профессиональной консультации, так как открывается возможность сразу обсуждать те высказыва­ния, которые характеризуют неоптимальные профессиональные установки, и выходить на уровень мотивации, обусловливающей появление этих высказываний.

В заключение надо отметить, что основная проблема проблема формирования адекватных профессиональных установок решается в условиях системно организованного трудового обучения и воспитания, когда проис­ходит подготовка к реальной трудовой деятельности, в том числе коллективной, даются знания о структуре мира труда и основах организации производства, вырабатываются уважение к труду и желание работать ради общественных интересов и т.д И хотя си­туация профессиональной консультации предоставляет не так уж и много возможностей для контроля над этим процессом, все же именно это должен стремиться делать профконсультант, а не ог­раничиваться лишь самой диагностикой и сообщением подрост­ку результатов тестирования. В этом мини-коррекционном про­цессе знание выраженности профессиональных установок важно и для обсуждения далеких профессиональных перспектив, и для установления адекватного контакт с подростком, погруженного в свои актуально переживаемые эмоциональные процессы. Ведь именно от характера выраженности профессиональных устано­вок зависит такой важный фактор профессионального развития, как согласование профессиональных намерений и профессио­нальных интересов.

Страницы: 1 2 3 

Статьи по теме:

Психометрический подход
Одна из первых с начала XX в. теорий интеллек­та состоит в том, что он может быть понят с позиции гипотетических ментальных сущностей, называемых факторами. Считается, что эти факторы являются источ­ником индивидуальных различий, наблюда ...

Многообразие понятия «стресс».
Термин «стресс» (англ.: давление, напряжение) используется в ряде дисциплин для обозначения широкого круга состояний, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия, сложные ситуации. Первоначально понятие «стресс» возникл ...

Математические способности и их природные предпосылки (работы Б. М. Теплова).
Хотя математические способности и не были предметом специального рассмотрения в трудах Б. М. Теплова, однако ответы на многие вопросы, связанные с их изучением, можно найти в его работах, посвященных проблемам способностей. Среди них особ ...