9. «Ощущение собственной неспособности»
— включает высказывания, характеризующие заниженную самооценку профессионально важных способностей и профессиональных интересов: «Совсем
нет уверенности, что моих сил и способностей хватит для решения профессиональных задач», «Я мечтаю о такой профессии, которой, я знаю не смогу овладеть», «Из-за моего невезения мне может не повезти и с выбором профессии», «Делая профессиональный выбор, я надеюсь именно на везение».
Данные высказывания, сгруппированные в описанные кластеры, образуют список «Опросника профессиональных установок»
. Снабженные порядковыми номерами, они могут предлагаться для развернутого анализа субъективного восприятия конкретным подростком его профессионального развития и профессионального выбора. Для этого, конечно, необходимо введение стандартных значений выделенных кластеров. Но как уже было сказано, рекомендуемый метод — включение данных высказываний (конечно, с изменением местоимении) в структурированное интервью. Именно в этом случае возможно наиболее органическое сочетание собственно диагностического и коррекционного аспектов профессиональной консультации, так как открывается возможность сразу обсуждать те высказывания, которые характеризуют неоптимальные профессиональные установки, и выходить на уровень мотивации, обусловливающей появление этих высказываний.
В заключение надо отметить, что основная проблема проблема формирования адекватных профессиональных установок решается в условиях системно организованного трудового обучения и воспитания, когда происходит подготовка к реальной трудовой деятельности, в том числе коллективной, даются знания о структуре мира труда и основах организации производства, вырабатываются уважение к труду и желание работать ради общественных интересов и т.д И хотя ситуация профессиональной консультации предоставляет не так уж и много возможностей для контроля над этим процессом, все же именно это должен стремиться делать профконсультант, а не ограничиваться лишь самой диагностикой и сообщением подростку результатов тестирования. В этом мини-коррекционном процессе знание выраженности профессиональных установок важно и для обсуждения далеких профессиональных перспектив, и для установления адекватного контакт с подростком, погруженного в свои актуально переживаемые эмоциональные процессы. Ведь именно от характера выраженности профессиональных установок зависит такой важный фактор профессионального развития, как согласование профессиональных намерений и профессиональных интересов.
Статьи по теме:
Возможные причины булимии.
Основные причины повышенного аппетита:
органические;
психогенные (психологические);
социальные.
Органические причины булимии:
сахарный диабет. Повышенный аппетит нередко является симптомом нелеченного сахарного диабета, либо связан ...
Ненасилие в действии
Ненасилие впервые было проповедовано при раннем христианстве. Идеал ненасилия, сформулированный в Нагорной проповеди Иисуса Христа в качестве средоточия духовных усилий человека, обозначил резкий поворот в истории европейской культуры. За ...
Психосексуальная идентификация и усвоение половой роли
Половое созревание - центральный, стержневой процесс переход- ного возраста. Но процесс этот не сводится к измене биологических
изменений. Человеческая сексуальность - сложное биосоциальное явление,
продукт совместного действия биологи ...
Актуальное