Методы диагностики профессиональных установок

Страница 3

9. «Ощущение собственной неспособности»

— включает высказы­вания, характеризующие заниженную самооценку профессио­нально важных способностей и профессиональных интересов: «Совсем

нет уверенности, что моих сил и способностей хватит для решения профессиональных задач», «Я мечтаю о такой про­фессии, которой, я знаю не смогу овладеть», «Из-за моего невезения мне может не повезти и с выбором профессии», «Делая профессиональный выбор, я надеюсь именно на везение».

Данные высказывания, сгруппированные в описанные клас­теры, образуют список «Опросника профессиональных установок»

. Снабженные порядковыми номерами, они могут предла­гаться для развернутого анализа субъективного восприятия кон­кретным подростком его профессионального развития и профессионального выбора. Для этого, конечно, необходимо введение стандартных значений выделенных кластеров. Но как уже было сказано, рекомендуемый метод — включение данных высказываний (конечно, с изменением местоимении) в структурированное интервью. Именно в этом случае возможно наиболее органическое сочетание собственно диагностического и коррекционного аспектов профессиональной консультации, так как открывается возможность сразу обсуждать те высказыва­ния, которые характеризуют неоптимальные профессиональные установки, и выходить на уровень мотивации, обусловливающей появление этих высказываний.

В заключение надо отметить, что основная проблема проблема формирования адекватных профессиональных установок решается в условиях системно организованного трудового обучения и воспитания, когда проис­ходит подготовка к реальной трудовой деятельности, в том числе коллективной, даются знания о структуре мира труда и основах организации производства, вырабатываются уважение к труду и желание работать ради общественных интересов и т.д И хотя си­туация профессиональной консультации предоставляет не так уж и много возможностей для контроля над этим процессом, все же именно это должен стремиться делать профконсультант, а не ог­раничиваться лишь самой диагностикой и сообщением подрост­ку результатов тестирования. В этом мини-коррекционном про­цессе знание выраженности профессиональных установок важно и для обсуждения далеких профессиональных перспектив, и для установления адекватного контакт с подростком, погруженного в свои актуально переживаемые эмоциональные процессы. Ведь именно от характера выраженности профессиональных устано­вок зависит такой важный фактор профессионального развития, как согласование профессиональных намерений и профессио­нальных интересов.

Страницы: 1 2 3 

Статьи по теме:

Группа сверстников
Что такое группа сверстников? Когда мы употребляем этот термин, мы не просто говорим о «компании детей». Размер группы сверстников ограничен тем условием, что все ее члены должны взаимодей­ствовать между собой. Кроме того, группа сверстни ...

Объективные и субъективные факторы трудовой адаптации
Факторы трудовой адаптации — это условия, влияющие на течение, сроки, темны и результаты этого процесса. Среди них можно выде­лить как объективные, так и субъективные. Объективные (в трудовой организации — это факторы, связанные с произво ...

История "хакерства"
Н еобходимо отметить, что противоречия и разногласия в определениях хакеров имеют историческую природу: вместе с изменениями компьютерных технологий за последние 30-40 лет изменялись и представления о хакерах, и сами хакеры. Так, можно го ...