Введение в структурный анализ

Страница 3

Подобный тип скрытой трансакции имеет место в следующем случае. Сотрудник, «исправившийся алкоголик», приходит на работу с похмелья, с блеском в глазах и похваляется перед сослуживцем: «Ну, парень, я все проклял прошлой ночью, напился до бесчувствия. Ну голова же у меня сегодня!» На первый взгляд он просто делится информацией. Однако на скрытом уровне состояние Я Ребенка алкоголика надеется вызвать у состояния Я Родителя своего собеседника снисходительную улыбку и тем самым прощение его срыва.

Но вместо отклика Родителя своего собеседника алкоголик может вызвать отклик его Ребенка, и тот рассмеется над несчастьем коллеги. Если сотрудник смеется из состояния Я Родителя или Ребенка, он усиливает Родительское мнение, обычно невербально выражаемое алкоголику как Ребенку: «Тебе же будет хуже, пропащий ты человек». Этот неуместный смех или неуместную улыбку Клод Стейнер называет трансакцией виселицы. Улыбка способствует затягиванию петли и подкрепляет деструктивное поведение алкоголика.

Реакция улыбки на вид несчастья человека является трансакцией виселицы. Например, в случае, когда

учитель насмехается над «тупостью» ученика;

мать смеется над своим упавшим ребенком;

отец с сияющей улыбкой следит, как опасно рискует его сын.

Страницы: 1 2 3 

Статьи по теме:

Ощущения
Для того чтобы понять многообразные психические явления в их существенных внутренних взаимосвязях, нужно прежде всего найти ту "клеточку", или "ячейку", в которой можно вскрыть зачатки всех элементов психологии в их ед ...

Влияние семьи на ребенка.
Семья продолжает оставаться одним из самых важных факторов социализации детей младшего и школьного возраста. Дети усваивают принятые в их семьях жизненные ценности, социальные ожидания и модели поведения, и достигают этого разными способа ...

Рекламно-агитационное направление в избирательной копании.
В рамках агитационно-рекламного направления избирательной кампании решаются следующие задачи: - формирование и поддержка имиджа кандидата; - разработка фирменного стиля кампании и основных агитационных материалов; - оперативная разрабо ...