Задержка психического развития у детей

Страница 1

Эти нарушения проявляются в недостаточности интеллекта и психически в целом вследствие нарушения развития. Это относительно легкие нарушения, основой которых является задержка темпа психического развития. Они занимают промежуточное место между нормально развитым интеллектом и олигофренией.

Задержка темпа психического развития может быть временным явлением. Существуют и врожденные легкие формы интеллектуальной недостаточности, таких детей и взрослых еще называют конституционально-глупыми.

Причинами задержки психического развития могут быть тяжелые инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, отравления, наследственная предрасположенность, а также неблагоприятное воздействие окружающей среды. Задержки развития могут быть обусловлены психогенными ситуациями, когда ребенок разлучен с родителями, недостаточностью полноценных эмоциональных контактов (например, у детей, выросших в Домах грудника и Домах ребенка, детских домах, у сирот, которым никто не уделяет должного внимания), а также дефектами органов чувств (слепота, глухота, глухонемота), - в таких ситуациях ребенок не получает разносторонней информации для полноценного интеллектуального развития.

Развитие психических функций ребенка происходит в определенные возрастные периоды. Если он не получает в это время необходимой информации, то его развитие замедляется.

Для нормального развития ребенка имеют большое значение и условия воспитания. Дети, выросшие в малокультурных семьях, где родители не занимаются их воспитанием и развитием, часто отстают в интеллектуальном отношении от своих сверстников. Играет роль и педагогическая запущенность.

Проявления задержки развития разнообразны. Помимо интеллектуальной недостаточности и незрелости психики, наблюдаются нарушения поведения и невротические симптомы.

При пограничной интеллектуальной недостаточности можно выделить следующие варианты задержек психического развития:

1. Психический инфантилизм.

2. Врожденная субдебильность, «конституционально-глупые личности», «салонное слабоумие».

3. Задержки развития, обусловленные органическим повреждением мозга на ранних этапах его развития.

4. Психогенно обусловленные задержки развития, вызванные дефицитом информации в раннем детском возрасте.

5.

Интеллектуальная недостаточность, обусловленная дефектом органов чувств.

Психический инфантелизм.

Инфантилизм (от латинского «infantilis» – детский) – состояние, которое характеризуется задержкой психического и физического развития, при котором у взрослого человека сохраняются черты характера, присущие детскому и подростковому возрасту.

Французский ученый Е. Лесег, впервые предложивший термин «инфантилизм», подчеркивал, что определяющие его расстройства относятся ко всей конституции человека, и выделил три признака этого расстройства – тщедушность, грацильность (щуплость) и миниатюрность тела с чертами детской наивности и беспомощности у взрослых людей, остающихся «детьми на всю жизнь».

Известный отечественный психиатр Г. К. Ушаков дал следующую характеристику психофизического инфантилизма: детскость, ограниченность, узость интересов, недостаточная самостоятельность в действиях и поступках.

Причинами инфантилизма м. б. заболевания эндокринной системы, поражение головного мозга вследствие заболеваний внутренних органов. Психический инфантилизм наблюдается и при многих видах психопатий. Выделяют и психогенно обусловленные формы инфантилизма из-за изнеживающего, неправильного воспитания, когда родители чрезмерно опекают ребенка, заботливо защищая от всех невзгод, не позволяя ему самому вырабатывать способы самозащиты, нормальные для его возраста. Это проявляется в эгоцентризме, капризности, не выносливости к любым неблагоприятным воздействиям, беспомощности и беззащитности. Такие дети и подростки постоянно стремятся к сочувствию и признанию, но при этом проявляют самовлюбленность, неоправданные амбиции и претензии. Хотя для их возраста у них нормальный интеллект, такие подростки плохо приспособлены к реальной жизни.

Психический инфантилизм чаще всего связывают с детским и юношеским возрастом, но это понятие применимо и к взрослым.

Психика таких людей легко ранима, отсутствуют самостоятельность, они часто ощущают беспомощность, если нет поддержки других людей, творческая, целенаправленная деятельность отсутствует.

Инфантилизм проявляется и в мимике, и в движениях. Выражение лица инфантильного человека по-детски наивное, доверчивое, приветливое, движения быстрые, излишнее, порывистые. Может наблюдаться и медлительность, неуклюжесть в движениях. В личностном плане часто наблюдаются черты незрелости, нерешительность, робость, неуверенность и тревожность.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Психологические типы личности.
Юнг считал исследование психики наукой будущего. Для него актуальная проблема человечества заключалась не столько в угрозе перенаселения или атомной катастрофе, сколько в опасности психической эпидемии. Таким образом, в судьбе человечеств ...

Межличностные отношения малых групп
Непосредственным проводником влияния общества и больших социальных групп на индивида является малая группа, в данном случае отдел. Она представляет собой небольшое объединение людей (от 2 - 3 да 20 – 30 человек), занятых каким – либо общи ...

Шансы на полноценную жизнь.
Все родители начинают с осознания того, что означает диагноз для ребенка, для них самих и для всей семьи. Первейшей необходимостью для родителей является выработка новой системы понятия для осознания происходящего с их ребенком. В такой ...