Задержка психического развития у детей

Страница 2

Эти особенности выявляются с младших классов школы. Такие дети предпочитают школьным занятиям игры, свойственные детям младшего возраста, общаются с младшими детьми. В поведении сохраняется детская бесцеремонность, капризность.

Инфантилизм м. б. гармоническим, когда происходит одновременная задержка и психического, и физического развития (это называется психофизическим инфантилизмом), и дисгармоническим, когда психическое и физическое развитие формируется неравномерно.

При гармоническом варианте

дети отстают от своих сверстников в росте и массе тела и сохраняют пропорции тела, а также особенности мимики, жестикуляции и движений, свойственные более раннему возрасту.

Интеллект м. б. на уровне возрастных норм, но эмоциональная и волевая сферы отличаются незрелостью. Мышление у таких детей конкретное, с преобладанием наглядно–образного над логическим и абстрактным мышлением. Преобладает стремление к получению удовольствия. Интересы нестойкие, такие дети испытывают стремление к новым впечатлениям, ощущениям и переменам. Они непоследовательны в своих поступках, недостаточно самостоятельны, очень внушаемы.

При дисгармоническом инфантилизме

физическое развитие соответствует возрасту или даже наблюдается ускоренное физическое развитие (акселерация), а психическое развитие отстает. В особенности это касается эмоциональной и волевой сферы, хотя запас знаний может соответствовать возрасту.

Такой вариант психического инфантилизма обычно выявляется в подростковом возрасте. Высокие, физически развитые подростки сохраняют детское выражение лица. Такие подростки неуравновешенны, не могут управлять своим поведением, их поступки подчиняются моменту, воображение преобладает над логикой. Они не способны усвоить морально-этические нормы поведения в обществе, учитывать требования окружающих и действуют, исходя из собственных желаний, потребностей и капризов. У них нет критической самооценки своих поступков и действий, отсутствует способность правильно оценивать ситуацию и гибко перестраиваться по ходу изменения обстоятельств. Не формируется чувство долга и ответственности, снижена способность к социально-позитивной деятельности.

Возможен вариант, который называют органическим инфантилизмом,

обусловленным поражением центральной нервной системы во внутриутробном периоде или раннем возрасте. Наряду с вышеизложенными признаками, здесь наблюдаются затруднения в освоении новых знаний, истощаемость в процессе умственной работы и психического напряжения, вспыльчивость и взрывчатость. Наблюдаются нарушения сна и аппетита, вегетативные расстройства – повышенная потливость и зябкость, неустойчивость сосудистых реакций.

У взрослых психический инфантилизм характеризуется следующими особенностями: наивностью и восторженностью, эгоизмом и эгоцентризмом, неустойчивостью эмоций, внушаемостью, подчиняемостью, робостью, застенчивостью, впечатлительностью, обидчивостью, беззаботностью, отсутствием чувства долга, отвлекаемостью и неустойчивостью интересов.

Врожденная субдебильность.

Врожденная субдебильность – это пограничная умственная отсталость, которая характеризуется малым запасом представлений и ограниченным запасом знаний, примитивностью суждений, бедностью ассоциаций и отсутствием интересов.

Сюда относятся так называемые малоодаренные дети

, которые с трудом усваивают школьную программу, особенно те предметы, которые требуют логического мышления и абстрагирования. Такие дети чаще всего отличаются усидчивостью и прилежанием, трудолюбием и усердием в тех предметах, которые им легко даются. Они могут заниматься ручным трудом, умеют хорошо шить и вышивать, могут заниматься физическим трудом. Они могут закончить школу с удовлетворительными отметками, но поступить в институт им сложно, если требуется сдать экзамены по предметам, к которым у них нет способностей. Но такие люди повышено внушаемы, недостаточно критичны в оценке людей и ситуации, мало способны к самоконтролю. В силу таких особенностей своей психики они могут попасть под отрицательное влияние асоциальных личностей, а их снижение интеллектуальных способности не позволяют им осознать возможные последствия, что чревато противоправными поступками.

К категории врожденной субдебильности относят и так называемых конституционально глупых личностей

. Этот вариант впервые описан Э. Блейлером под названием ''die Unclaren''. Таким людям свойственна не столько бедность ассоциаций, сколько неясность понятий.

П.Б. Ганнушкин говорил, что невозможно сказать, что здесь нормально, а что уже не нормально. Но у многих из них хорошая память, они могут хорошо учиться и даже закончить институт (известны даже случаи, когда они становятся профессорами). Но чаще всего в ситуациях, когда им приходится проявлять собственную инициативу и на практике применять полученные знания, они оказываются совершенно несостоятельными.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Функционально-смысловые типы речи.
Ораторская речь по своему составу неоднородна, поскольку в процессе мышления человеку свойственно отражать различные, объективно существующие связи, между объектами, событиями, отдельными суждениями, что в свою очередь, находит выражение ...

Управление гневом подростка.
Многие родители считают, что гнев подростка — нечто ненормальное, и его проявления надо подавлять и пресекать. Это очень опасное заблуждение. Самым худшим способом проявления гнева является пассивно-агрессивное поведение. Пассивно-агресс ...

Социально-психологическая структура группы
Если человека назначают руководителем, всегда ли он задумывается над тем, как сложатся отношения между людьми в той группе, которой он будет руководить. Понимают ли его будущие сотрудники друг друга и поймут ли нового человека - руководит ...