Расстройства психического развития у детей.

Страница 3

Основной чертой этого расстройства является специфическая, значительно выраженная недостаточность развития навыков чтения, что не может быть объяснено уровнем интеллекта, проблемами связанными с дефектом зрения или слуха, наличием неврологического заболевания или педагогической запущенностью. Расстройство чтения еще называют «отсталым чтением», «отсталостью в чтении», дислексией развития, специфическим отставанием в чтении, развитием «слепоты» на слова.

Частота расстройства развития способности к чтению составляет от 2 до 8% детей школьного возраста. У мальчиков оно в 2-4 раза чаще, чем у девочек. Это расстройство может сохраниться и у взрослых.

Причинами нарушения обучения чтению считается осложнения во время беременности матери, а также различные вредные воздействия и заболевания во внутриутробном и раннем детском периоде, недоношенность, малый вес тела при рождении. Предполагается связь нарушений питания с расстройством обучения чтению.

Нарушение чтение может быть при органическом поражении левого полушария головного мозга, которое считается «языковым», а также при нарушениях в области мозолистого тела головного мозга, в результате чего блокируется передача зрительной информации в левое полушарие.

Выработка навыков чтения – комплексный процесс, который включает в себя процесс познавания и узнавания читаемых слов и который требует неповрежденной и сбалансированной деятельности всей нервной системы.

Компоненты развития навыков чтения включают в себя, во-первых, неврологическую основу, которая должна быть зрелой и неповрежденной для интеграции и переработки информации, полученной от органов зрения при чтении. Во-вторых, для развития навыков чтения необходима эмоциональная зрелость, чтобы ребенок мог отложить свои развлечения и игры для обучению чтению. В-третьих, настроение и психическое состояние ребенка должно быть нормальным, чтобы это не мешало ему сосредоточиться на выполнении задания. И в-четвертых, воспитание в семье должно быть правильным, чтобы ребенок мог выработать правильные социальные и культурные ценности, согласно которым чтение является одной из важных функций современного человека.

Нарушение развития способности к чтению становится наиболее очевидным к 7-8 годам. До школы родители могут пытаться научить ребенка читать, но, обнаружив безуспешность таких попыток, оставляют ребенка в покое, надеясь, что в школе его научат. В первом классе школы, когда требования к чтению еще не высоки, расстройство обучения чтению еще не столь явно. Но во втором и третьем классе, когда детям дают большие заданию по внеклассному чтению, а на уроках требуется определенная скорость чтения, причем норма прочитанных в минуту печатных знаков прогрессивно увеличивается, неспособность к обучению чтению у таких детей становится явной.

Дети с нарушением способности к чтению обычно делают ошибки в устном чтении. При это читаемые слова искажаются, пропускаются или добавляются слова, не существующие в тексте. Иногда дети меняют местами буквы в словах и слова в предложениях, так как им трудно следить за последовательностью букв и слов. Кроме того, дети не распознают заглавные и прописные буквы.

Расстройству чтения могут предшествовать или существовать с ним расстройства освоения навыков речи или языковой лексики. Сопутствующим расстройством может быть нарушение распознавания звуков.

При расстройстве чтения дети испытывают чувство стыда и унижения из-за своего недостатка. У них могут быть эмоциольные срывы, депрессия, чувство собственной неполноценности. Более старшие дети могут стать злобными и даже агрессивными по отношению к сверстникам, которые над ними насмехаются, агрессия может быть направлена и против общества в целом, и это приводит к нарушениям поведения в период обучения в школе.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Роль и функции эмоций
Обсуждая вопрос о значении эмоций для существования животных и человека, П. В. Симонов (1966) пишет: «Трудно допустить, чтобы их (эмоций) нали­чие было биологически бессмысленным, хотя определить значение эмоций в приспособительном поведе ...

Социальные функции работников общественного питания при общении с потребителями.
Официант и потребитель - социальные личности, т. е. представители определенной социальной среды. Их социальные роли определяет сам процесс общения, причем их личные цели в ходе общения могут и не совпадать. Например, в условиях хозрасчета ...

Основные положения по теме «способности»:
Способности- свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно-полезной деятельности (С.Л. Рубинштейн). Теплов Б.М.: 3 основных признака способностей: ...