Влияние семьи на ребенка.

Семья продолжает оставаться одним из самых важных факторов социализации детей младшего и школьного возраста. Дети усваивают принятые в их семьях жизненные ценности, социальные ожидания и модели поведения, и достигают этого разными способами. Родители , старшие братья и сестры, с одной стороны, служат моделями поведения,- как подобающего , так и неподобающего, - а с другой стороны, поощряют или наказывают детей за их поведение.[15]

В период обучения в начальной школе меняется характер взаимодействия «родитель-ребенок». Дети уже не столь прямо выражают свое недовольство действиями родителей и скорой всего, не будут добиваться своего хныкая или крича , катаясь на полу , как могли делать раньше. Со своей стороны родители теперь уже меньше озабочены приучением детей к самостоятельности; их больше заботят учебные навыки и достижения ребенка. В младшем школьном возрасте поведение детей требует меньшего контроля, хотя и более тонкого; однако родительский контроль сохраняет свою важность. Исследователи отмечают, что мальчики , находящиеся под постоянным наблюдением родителей, учатся лучше тех, кто лишен подобного внимания.

Современные исследования указывают на единственно важную цель действия родителей – способствовать росту саморегулируемого поведения своих детей. Дисциплинарные меры, основанные на авторитете родителей, более эффективны в развитии саморегуляции у детей, чем авторитарные методы насаждения дисциплины. Когда родитель прибегает к словесным аргументам и предложениям, ребенок склонен договариваться с ними, вместо того чтобы выказать открытое неповиновение.[16]

Аргументы родителей обычно касаются просоциального поведения и соблюдения, социальных правил. У родителей, напоминающих своим детям о возможных последствиях их действий для других людей, дети , как правило, пользуются большей популярностью и обладают интернализованными моральными нормами. И наоборот, когда родители избирают силовые методы социализации, их дети с трудом развивают интернализованные нормы и механизмы контроля. Например, в ряде исследований обнаружено, что дети, исполнявшие требования взрослых в их присутствии, но не делавшие этого в их отсутствии, чаще имели родителей, склонных скорее к принуждению, чем к убеждению. Исполнение требований взрослых без контроля со стороны последних отмечается у тех детей, родители которых предпочитают ориентированную на другого индукцию.

Родители чаще добиваются успеха в развитии у детей саморегулируемого поведения, если постепенно увеличивают степень их участия в принятии семейных решений. В серии исследований, посвященных родительскому диалогу и методам наказания, Элеонор Маккоби пришел к выводу, что лучше всего дети адаптированы в тех случаях, когда родители поощряют то, что она назвала сорегулированием. Эти родители привлекают детей к сотрудничеству и разделяют с ними ответственность. Они учитывают не столь уж отдаленное будущее, когда их дети, став подростками, начнут принимать большинство решений самостоятельно. Готовясь к этому, родители уже сейчас стараются чаще обсуждать с детьми различные проблемы и советоваться по важным вопросам. Они сознают себя создающими структуру для ответственного принятия решений.

Знакомство с миром людей происходит у детей в сложных социальных ситуациях, в которых их сопровождают родители или другие, более опытные партнеры.

Юнисс возражает против рассмотрения социализации в качестве процесса перехода контроля от родителей к ребенку по мере того как он становится более независимым и способным регулировать свое поведение самостоятельно. Скорее следует говорить о процессе обоюдного или совместного регулирования на протяжении всей оставшейся жизни. Маккоби же полагает, что длительность родительского влияния определяется крепостью и разумностью их отношений с ребенком, установленных в период среднего детства. В некоторых случаях вклад родителей в совместное регулирование поведения подавляет волю детей, в других – способствует увеличению их автономии в рамках таких отношений. Кроме того, взаимодействие с родителями позволяет детям упражнять и совершенствовать социальные навыки, которые затем окужутся весьма полезными при взаимодействии со сверстниками. [14]

Статьи по теме:

Одаренные дети и особенности их социальной адаптации.
Одаренные дети - дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность (к музыке, рисованию, технике и т.д.). Одаренность диагностируют по темпу умственного развития. Раньше других можно обнаружить художественную одаренность детей, в об ...

Достоверность и обоснованность методов отбора
Одним из способов уяснить, окажется ли претендент соответствующим всем требованиям, и выбрать наиболее подходящего из группы кандидатов является тестирование заявителей в условиях максимально приближенным к рабочим. Чтобы эти методы отбор ...

Клиника и этиология умственной отсталости
Под понятием умственная отсталость объединены многочисленные и разнообразные формы патологии, проявляющиеся в недоразвитии познавательной сферы. Умственная отсталость относится к болезням развития – дизонтогениям. Соответственно, она мож ...