Структуры руководства и управления.

Страница 1

Аппарат управления завода постоянно разрабатывает основы поведения управляющих (руководителей, начальников отделов, менеджеров и т. д.); мотивация выбора сферы деятельности индивидуально-психологические особенности личности успешных руководителей предпринимательского риска, роли успеха и неудачи и т. д. Понятия «управление и управленец» на сегодняшний день разделились у таких ученых-психологов, как: В. П. Зинченко (см. 91; 145; 146 с).

«Перед психологией управления стоит проблема выделения таких исходных единиц анализа, которые строго соответствовали поставленным целям исследования и изначально содержали бы в себе целостные характеристики процессов управления в различных сферах социальной практики».

Другие исследователи считали и считают, что управление– это искусство, в основе которого лежат врождённые специальные способности. Отсюда, подобная деятельность индивидуальна и неповторима. Примерно так рассуждает М. Аргайл (165), Д. Холпин (149), Т. Шибутани (155). (См. в книге В. В. Марченко). Они считают, что это природный тип, он родился, а не делается, «не выращивается».

Классик отечественной психологии А. Г. Ковалёва (49) уверенно полагает, что на практике руководитель, овладев наукой, начинает более искусно управлять, то есть между искусством и наукой существует взаимодействие. Другие же авторы, такие как К. К. Платонова считают, что руководителю необходимо иметь минимум врождённых свойств и качеств, что более значимы качества, приобретаемые в ходе обучения и практической деятельности. Но в качестве единицы анализа эти авторы рассматривают только руководителя.

Позднее произошло расширение единиц анализа до рамок «руководитель-подчинённый». А это повлекло за собой более глубокие исследования психологического управления стилей руководства, лидерства в группах и подразделениях, взаимоотношение и авторитет.

Как справедливо заметил Г. М. Мануйлов: «Стиль деятельности определяется не сразу, он складывается в ходе практической работы руководителя, под влиянием, прежде всего объективных условий и только потом всей его личности».

С проблемой лидерства и руководства связаны различные стили осуществления данной деятельности, которые сводятся к следующему: содержание, стиль руководства и характер деятельности лидера.

Рассматривая аспекты управленческого аппарата, руководитель завода относится к вдохновителю-организатору по типу личности лидера. По стилю руководства– авторитарно-демократический.

Хотя ученый С. Б. Каверин «Мотивация труда» (с. 65-88) считает заблуждением укоренившееся в психологии мнение о том, что «авторитарный и демократический стили управления оцениваются одинаково положительно, в одних, мол, ситуациях предпочтительнее и эффективнее авторитарный, в других– демократический стиль, но и тот и другой имеют равное право на существование. Напротив, анализ потребностей власти показал, что при авторитарном управлении человек в большей степени озабочен собственными удовлетворениями властных амбиций».

С. В. Каверин убеждён, что «мера таланта и способности руководителя измеряется соотношением наград и наказаний, адресуемых подчинённым».

Учёный предполагает заменить тактику руководства по формуле: «указание– контроль– санкция» на совершенно другую. Она, по его мнению, должна строиться на следующих принципах:

1. Не лезь с указаниями, потерпи, когда у подчинённого инициатива появится, дай ему шанс, не один ты на свете такой умный.

2. Не надоедай контролем, не унижай недоверием, думай, изобретай, как создать обстановку уверенности друг в друге.

3. Перестань ругаться, добром больше возьмёшь. Награждай малые достижения, думай и изобретай способы отметить самое малое проявление старательности и преданности делу.

В конечном итоге С. Б. Каверин раскрывает суть на основе психологической теории потребностей: «Человек, каждый без исключения, нуждается в признании и авторитете, каждый, пусть на равном уровне осознанности, имеет потребность быть личностью, потребность смысла жизни и весь набор, объединяемый понятием «духовная потребность». Каждый человек хочет быть ответственным и, поэтому, уважаемым, каждый хочет работать и гордится своим трудом».

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Фрейдизм. Позиция Эриха Фрома.
С течением времени учение психоанализа развивалось. Где-то в конце 30-х годов возник неофрейдизм соединивший психоанализ Фрейда с социологическими теориями. Ярчайшим представителем неофрейдизма стал ученик Фрейда Эрих Фром (1900-1980). Р ...

Заключение.
Социальная ситуация комфорта протекания беременности очень важна для нормального физического и психического развития ребенка. Показателем существования такой социальной ситуации служит положительный эмоциональный фон. А действующие стресс ...

Свойства, функции и виды стереотипов
Как таковые свойства стереотипов изучены недостаточно в работах и западных и отечественных исследователей. Однако, на наш взгляд, все же можно выделить ряд свойств, наиболее часто упоминаемых в психологической литературе. Основные свойст ...