Виды и развитие человеческой деятельности

Психологическая информация » Психология и ее предмет » Виды и развитие человеческой деятельности

Страница 3

Филогенетическое преобразование системы человеческих де­ятельностей совпадает по существу с историей социально-эко­номического развития человечества. Интеграция и дифферен­циация общественных структур сопровождались появлением у людей новых видов деятельности. То же самое происходило по мере роста экономики, развития кооперации и разделения труда. Люди новых поколений, включаясь в жизнь современного им общества, усваивали и развивали те виды деятельности, которые характерны для данного общества.

Этот процесс интеграции растущего индивида в действующую систему деятельностей называется социализацией, и ее поэтапное осуществление предполагает постепенное вовлечение ребенка в игру, учение и труд — те четыре основные вида деятельности, которые были кратко описаны выше. При этом каж­дый из названных видов деятельности сначала усваивается в самом элементарном виде, а затем усложняется и совершенствуется. Общение взрослого с окружающими людьми так же мало похоже на общение младенца или младшего школьника, как трудовая дятельность взрослых людей на детскую игру.

Было экспериментально доказано, что внутренние, т.е. психические, процессы, называемые высшими психическими функциями, по происхождению и структуре являются деятельностями. Разработаны и доказаны на практике теории, утверждающие, что психические процессы можно формировать через организованную по особым правилам внешнюю деятельность Внешняя дея­тельность в результате ее специальных преобразований, направ­ленных на сокращение и автоматизацию отдельных звеньев, их превращения в навыки, постепенно переходит во внутреннюю собственно психическую (интериоризация). Такими интериоризованными психическими процессами являются произволь­ные и опосредствованные речью познавательные процессы: вос­приятие, внимание, воображение, память и мышление.

С другой стороны, ни один из названных психических про­цессов не протекает как чисто внутренний и обязательно вклю­чает какие-либо внешние, обычно двигательные, звенья. Зри­тельное восприятие, например, неразрывно связано с движе­ниями глаз, осязание — с движениями рук, внимание — с мы­шечными сокращениями, определяющими его сосредоточен­ность, переключаемость и рассеянность. При решении челове­ком задач почти всегда работает его артикуляционный аппарат; речевая деятельность без движений гортани и лицевых мыши невозможна. Следовательно, всякая деятельность — это соеди­нение внутренних и внешних, психических и поведенческих дей­ствий и операций.

Страницы: 1 2 3 

Статьи по теме:

Механизмы взаимопонимания в процессе общения
Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком — партнером по общению — также как личность. На основе внешней стороны поведения мы как бы «чи­таем» другого человека, расшифровываем ...

Профориентация учащихся на современном этапе.
На современном этапе определены основные требования к общеобразовательной школе. Это развитие индивидуальных способностей учащихся, расширение дифференцированного обучения в соответствии с их запросами и склонностями , развитие сети спец ...

Основной психофизический закон.
Исходя из закона Вебера, Фехнер сделал допущение, что едва заметные раз­ницы в ощущениях можно рассматривать как равные, поскольку все они — ве­личины бесконечно малые, и принять их как единицу меры, при помощи которой можно численно выра ...