Методы сбора информации

Страница 6

Респонденты не беспристрастные регистраторы своих знаний и мнений, а живые люди, которым не чужды какие-то симпатии, предпочтения, опасения и т.п. Поэтому, воспринимая вопросы, они на одни из них не могут ответить из-за недостатка знаний, на другие - не хотят отвечать или отвечают неискренне.

Разновидности опросов.

Существуют два больших класса опросных методов: интервью и анкетные опросы.

Интервью - проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемом), причем запись ответов последнего ведется либо интервьюером (его ассистентом), либо механически (на пленку).

Имеется множество разновидностей интервью.

1) По содержанию беседы различают документальные интервью (изучение событий прошлого, уточнение фактов) и интервью мнений, цель которого - выявление оценок, взглядов, суждений; особо выделяются интервью со специалистами-экспертами, причем организация и структура интервью со специалистами существенно отличается от обычной системы опроса.

2) По технике проведения - делятся на свободные, нестандартизованные и формализованные ( а также полустандартизованные) интервью.

Свободные - длительная беседа (несколько часов) без строгой детализации вопросов, но по общей программе (“путеводитель интервью”). Такие интервью уместны на стадии разведки в формулятивном плане исследования.

Стандартизованные интервью предполагают, как и формализованное наблюдение, детальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов.

3) В зависимости от особенностей процедуры интервью может быть интенсивным (“клиническим” т.е. глубоким, длящимся иногда часами) и фокусированным на выявление достаточно узкого круга реакций опрашиваемого. Цель клинического интервью - получить информацию о внутренних мотивах, побуждениях, склонностях опрашиваемого, а фокусированного - извлечь информацию о реакциях субъекта на заданное воздействие. С его помощью изучают, например, в какой мере человек реагирует на отдельные компоненты информации (из массовой печати, лекции и т.п.). Причем текст информации предварительно обрабатывают контент-анализом. В фокусированном интервью стремятся определить, какие именно смысловые единицы анализа текста оказываются в центре внимания опрошенных, какие - на периферии, и что вовсе не осталось в памяти.

4) Так называемые ненаправленные интервью носят “терапевтический” характер. Инициатива течения беседы принадлежит здесь самому респонденту, интервьюер лишь помогает ему “излить душу”.

5) Наконец, по способу организации интервью делятся на групповые и индивидуальные. Первые применяются относительно редко, это планируемая беседа, в процессе которой исследователь стремиться вызвать дискуссию в группе. методика проведения читательских конференций напоминает данную процедуру. Телефонные интервью используются для быстрого зондажа мнений.

анкетирование

Изучение общественного мнения связывается преимущественно с проведением анкетирования. Можно сказать, что в крае образо­вался настоящий анкетный бум, "анкетомания". Это одна из ос­новных форм, но далеко не единственная .

Анкетирование, проводится по любому поводу, на любую тему, нередко не выдерживает никакой критики и расценивать его следует только как дань

моде.

Многие анкеты представляют из себя механический набор на думанных, нередко неграмотно сформулированных, курьезных вопросов, не дают представления о цели исследования, никаких чувств, кроме недоумения и раздражения у респондентов не вы­зывают и, соответственно, полученная информация практической ценности не имеет. Более того, такие анкеты носят порой провокационный характер,

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме:

Факторы, влияющие на толпу.
Факторы, оказывающие влияние на характер мнения и верований толпы можно разделить на две составляющих: непосредственные и отдаленные. "Отдаленные" - те, которые подготавливают почву для прочих влияний, это наиболее фундаменталь ...

Факторы и психологические проявления коммуникативного стресса
Понятие фактор является центральным для любого психологического или психофизиологического явления. Без понимания специфики стресс-факторов затруднено концептуальное представление о механизмах развития, эмоциональных, поведенческих реакция ...

Представления и ассоциации.
Представления памяти – это образцы тех предметов и явлений, которые мы воспринимали раньше, а сейчас воспроизводим мысленно. Представления могут быть зрительные и слуховые (представление человеческого голоса, мелодии, пение птиц), обонят ...