Тестирование межкультурных различий

Психологическая информация » Основы психодиагностики » Тестирование межкультурных различий

Страница 2

Методы тестирования межкультурных различий. Тео­ретически можно указать три способа разработки тестов для лиц, воспи­танных в разных культурах или субкультурах, хотя на практике эти ме­тоды могут комбинироваться. Первый способ связан с подбором заданий, общих для многих культур, и валидацией окончательного теста по локальным критериям в этих культурах. Это основной метод, приме­няемый для тестов, свободных от влияния культуры, хотя их повторная валидация в разных культурах зачастую либо упускается из виду, либо выполняется неадекватно. Однако без такого этапа нельзя быть уве­ренным в том, что тест относительно свободен от элементов, свой­ственных определенной культуре. Более того, маловероятно, чтобы лю­бой единичный тест мог быть разработан в полном соответствии с этими требованиями без выявления диапазона культурных различий.

Вместе с тем методы оценки межкультурных различий нуждаются в основательном изучении некоторых фундаментальных аспектов. Один из таких аспектов связан с общностью психологических принципов и конструктов, свойственных каждой культуре (A. Anastasi, 1958а, гл. 18). Еще один аспект имеет отношение к роли условий жизни и воспитания в формировании индивидуальных различий в поведении проблема, ко­торая может более эффективно изучаться при выявлении диапазона из­менений окружения как следствия сильно отличающихся друг от друга культур. В исследованиях подобного типа необходимо использовать ме­тодики, которые могут применяться по крайней мере в частично срав­нимых условиях существования разных культур. Меры предосторожно­сти против неправильных интерпретаций результатов, полученных с помощью таких методик, следует искать в самих построениях экспери­мента и в том, насколько близко экспериментаторы знакомы с иссле­дуемыми культурами или субкультурами.

Второй способ состоит в том, чтобы создать тест внутри одной культуры и предъявить его индивидам с различным культурным опы­том. Такой метод полезен, когда целью тестирования является прогноз локального критерия в конкретной культуре. В этом случае с уменьше­нием специфической культурной нагрузки теста может снижаться и его валидность, поскольку сам по себе критерий «нагружен» специфической культурой. Правда, при этом не следует рассматривать любой тест, раз­работанный в рамках одной культуры, как универсальное средство изме­рения интеллекта. Не следует забывать, что низкий результат по этому тесту, полученный представителями иной культуры, объясняется совсем иными причинами, нежели получение низкого показателя испытуемым, принадлежащим к той культуре, в которой был разработан тест. С по­мощью такого подхода могут быть выявлены культурные расхождения между группами или степень приобщения индивида к культуре, его го­товность к получению образования и профессиональной деятельности, специфичной для данной культуры.

Третий способ состоит в разработке разных тестов внутри каждой культуры и установлении их валидности только по локальным крите­риям. Примерами этого подхода являются большинство вариантов первых шкал Бине для использования в разных странах Европы, Азии и Африки и подготовка тестов для отбора военного и промышленного персонала в определенных культурах. В настоящее время программы по разработке тестов осуществляются в некоторых развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки Американским институтом исследо­ваний при агентстве США по международным связям (Р. A. Schwarz, 1964а, Ь; Р. A. Schwarz, R.E. Krug, 1972). Еще одним примером является программа длительного тестирования Национального института по ис­следованию профессиональных кадров в Иоганнесбурге (R. H. Blake, 1972).

Страницы: 1 2 

Статьи по теме:

Приемы вербального общения
Применяя этот прием, педагог вспоминает о факте, сходном по смыслу с поступком, о котором идет речь, и помогает воспитуемому самостоятельно установить аналогию этого факта со своим поведением, верно оценить его, чтобы в дальнейшем вести с ...

Психика с точки зрения естествознания.
Психика является свойством мозга. “Ощущение, мысль, сознание есть высший продукт особым образом организованной материи”.[17] Психическая деятельность организма осуществляется посредством множества специальных телесных устройств. Одни из ...

Одаренные дети и особенности их социальной адаптации.
Одаренные дети - дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность (к музыке, рисованию, технике и т.д.). Одаренность диагностируют по темпу умственного развития. Раньше других можно обнаружить художественную одаренность детей, в об ...