Другим основным фактором социализации подростков является школа. Роль школы как канала социализации не сводится только к передачи знаний, умений и навыков подросткам, она оказывает воздействие самим характером воспитания, жизнедеятельности ребенка в школе, где он усваивает ценностные ориентации, моральные нормы, навыки группового поведения, обеспечивающие ему переход во взрослую жизнь. Однако чрезмерная заорганизованность, командно-приказной стиль, регулирование всей школьной жизни сковывает инициативу школьника, лишает его ощущения причастности к делу, усредняют индивидуальность. Классическая система образования строится на запоминании различных фактов, идей, концепций, вместо того, чтобы развивать способность к анализу, к критической оценке и выработке собственных выводов. У будущих специалистов, воспитанных в назидательной (нравоучительной) манере, такие механизмы, как принятие самостоятельных решений, формулировка стоящих задач, а также аналитические навыки не предусмотрены.
Сегодня система образования, обладая относительной стабильностью, оказалась в противоречии с обществом, изменившем ориентиры своего развития. Кризис образования, переживаемый сейчас Россией, достаточно глубок и многолик. И почти все его характерные черты сказываются на положении молодежи.
Смена государственнно-политического устройства и социально-экономического строя создала принципиально новую ситуацию в сфере образования, которая не способствует укреплению социально-правовых гарантий каждого молодого человека в получении образования и профессии в соответствии с его интересами и способностями.
Конституция СССР 1977 г. провозгласила осуществление всеобщего бесплатного среднего образования молодежи через различные каналы (одиннадцатилетка, техникум, среднее ПТУ, вечерняя школа). В Конституции РФ 1993 г. (ст. 43) сделан шаг назад, поскольку планка обязательного общего образования понижена и гарантирована бесплатность только основного (9 лет) образования.
Новое поколение россиян вступает в жизнь в условиях, резко отличающихся от тех что были раньше. Страна оказалась отброшенной далеко назад не только в сфере материального производства и уровня жизни основной части населения, но и по состоянию системы образования.
В середине 60-х страна продвигалась ко всеобщему среднему образованию. Официально эта цель была провозглашена в 70-е годы, и хотя полного охвата молодежи разными видами среднего образования достичь не удалось, к середине 80-х годов в СССР реально получало его 80 - 85% молодежи.
Представление о продвижении СССР по пути к всеобщему полному среднему образованию дает таблица.
Распределение школьников после 8(9) класса, %.
Всего закончили 8(9) классов и устроились |
1965 г. |
1975 г. |
1986 г. |
Пошли работать |
42,5% |
2,3% |
0,2% |
Продолжили дневное обучение в средней школе |
40,0% |
60,9% |
55,8% |
Продолжили обучение в ПТУ и техникумах |
17,5% |
36,8% |
44,0% |
Статьи по теме:
Классификация малых групп
Обилие малых групп в обществе предполагает их огромное разнообразие, и поэтому для целей исследований необходима их классификация. Неоднозначность понятия малой группы породила и неоднозначность предлагаемых классификаций. В принципе до ...
Возможные
причины анорексии.
Кто же и почему страдает от анорексии? Конечно же, большую часть больных составляют девушки в возрасте примерно 14-28 лет, которые страдают в основном от так называемой нервно-психической анорексии. То есть от пищи они отказываются вполне ...
Структура личности
В отечественной психологии существует ряд попыток представить структуру личности (А.Г.Ковалёв, В.С.Мерлин, К.К.Платонов, В.А.Крутец-
кий, А.И.Щербаков). Наиболее обоснованную и развёрнутую структуру личности предложил К.К.Платонов. В пр ...
Актуальное