Роль школы, семьи, группы сверстников и СМИ в социализации подростка.

Психологическая информация » Особенности социализации современного подростка » Роль школы, семьи, группы сверстников и СМИ в социализации подростка.

Страница 2

Таким образом, Советский Союз, до перестройки не отставал от наиболее передовых западных стран, которые постепенно приближаются к осуществлению всеобщего 12-летнего образования. Но Россия сдает завоеванные позиции. Согласно принятому в 1992 году Закону «Об образовании» обязательным считается только общее основное образование, которое остается бесплатным. С государства сняты обязательства по обеспечению даже девятилетнего образования, которые «возложены на родителей или лиц их заменяющих». И это в условиях, когда значительная часть семей не имеют средств, чтобы обеспечить полноценное питание и летний отдых детей, когда при поступлении в школу признаются здоровыми 30% детей, а к восьмому классу их остается 6%.

До сих пор образование в России имеет государственно-общественный характер и строится как непрерывная цепь ступеней обучения и воспитания, на каждой из которых действуют образовательные учреждения различных типов. Государственная система образования включает: дошкольное воспитание, общее среднее образование; высшее образование; послевузовское образование и совершенствование профессионального мастерства; подготовку, переподготовку и повышение профессиональной квалификации кадров. В настоящее время в России, параллельно государственной, создается негосударственная система образовательных учреждений. Растущая в обществе социальная дифференциация находит выражение во все более широком распространении гимназий, колледжей, лицеев. Часть их принимает детей на обучение с первого класса, другая - с пятого, большинство - после девятого. Обучение в них отчасти платное, плата колеблется в весьма широком диапазоне. Государственные школы нового типа, а также частные учебные заведения (их до 1%) как правило, обеспечивают более высокий уровень подготовки, особенно по профильным дисциплинам, что существенно повышает возможности учащихся успешно продолжить образование в вузах и приобрести высокий профессиональный и социальный статус.

Общая неблагоприятная ситуация в школьной жизни фиксируется результатами социологических опросов. По данным обследования учащихся от 14 до 17 лет среди факторов, вызывающую наибольшую неудовлетворенность учащихся, выделяются: отсутствие права выбора учебных предметов и преподавателей (указали 49,8%), отсутствие необходимой материальной базы, современного оборудования, работа столовой, каждый пятый указал на свою неудовлетворенность организацией учебного процесса, качества преподавания. Часть респондентов негативно оценивают характер отношений с преподавателями (18%). Лишь 10,3% учащихся считают, что учатся в полную меру своих сил и возможностей. Большинство опрошенных, указало, что свои способности в учебе реализует не в полной мере. На вопрос «Действует ли в Вашем учебном заведении принцип «от каждого по способностям» (по отношению к учащимся)?» только 23% респондентов ответили утвердительно.

Незначительная часть (16,3%) отметила, что в учебном заведении сложилась благоприятная обстановка, есть взаимопонимание и сотрудничество учащихся и педагогов. 60% участников опроса считают, что взаимопонимания недостаточно, обстановка напряжена, есть давление со стороны учителей и грубость со стороны учащихся.

Интенсивное расслоение общества по уровню материального благосостояния, ухудшение условий жизни большей части населения уже вносят свои коррективы, а в будущем скажется еще значительнее на судьбах учащейся молодежи. Стремление выпускников средней школы получить высшее образование снижается с каждым годом, такие настроения проникают и в младшие классы, что уменьшает интерес к учебе и создает негативное отношение к школе. Сформировавшийся десятилетиями назад и пока сохраняющийся у многих старшеклассников стереотип на продолжение учебы, а после получения полного среднего образования - на поступление в ВУЗ, постепенно станет достоянием меньшей части выпускников 9-х, а затем 11-х классов. Выбор жизненных условий у подростков и молодежи проходит ряд этапов. На каждом из этапов корректируется, а возможно полностью меняется их социальная ориентация. Первый этап выбора, после девятого класса, подростки делают обычно под влиянием родителей, но в месте с тем возможно влияние уже сложившейся у подростка социальной ориентации, наличие у них известной самостоятельности при решении вопроса о последующих формах образования либо непосредственном трудоустройстве. Для определенной группы учащихся получение полного среднего образования утратит смысл.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Программа личностного роста, пути и средства её реализации.
6 этап: Саморазвитие. Программу своего личностного роста я составила на основе сопоставления своих качеств, знаний, умений, способностей с требованиями, которые содержатся в моём идеале. В создании программы мне помогли рекомендации Елк ...

Тревожность.
У американских авторов можно найти сопоставление некоторых инди­видуальных психических особенностей со скоростью образования положи­тельных и условных тормозных рефлексов. Сюда относятся исследования тревожности, или беспокойства. Тревожн ...

Процесс развития конфликта.
В процессе своего развития конфликт проходит несколько стадий, которые не являются обязательными. По разному складывается и продолжительность стадий. Но последовательность их в любом конфликте одна и та же. Предконфликтная ситуация (лате ...