Семья

Страница 3

Из общего числа мальчиков, попавших в выборку, 62% выбирают в качестве первоочередного советчика мать. Лишь 30% мальчиков считают возможным обращаться за помощью и советом также к отцу. Как выяснилось, фактором повышения авторитета родителей для детей является их занятость коммерческой деятельностью. Дети с большей готовностью полагаются на их советы, справедливо считая своих родителей более адаптированными к новым условиям жизни, трезво оценивающую реальную жизненную ситуацию.

Следует также обратить внимание на весьма высокий процент детей, предпочитающих не обращаться за советом ни к кому, полагаться только на себя. Причем в Москве таких детей значительно больше, чем в Подмосковье, разрыв составляет 13%, а учитывая, что Москва город с ограниченной возможностью социального контроля за детьми, такая высокая самостоятельность подростков-москвичей свидетельствует о повышенном риске их действий, о возможности их более частого попадания в критические ситуации.

Столь же рискованным является очень популярное среди подростков обращение за советом к другу или подруге, занимающим второе после матери место в ряду авторитетов. Некомпетентные советы сверстников также могут привести подростка к рискованным поступкам. Интересно, что родители недооценивают роль товарищей своих детей, полностью исключив их из состава возможных советчиков, в то время как по признании 36% детей, они пользуются услугами друзей для этой цели, исследования показали, что 55% подростков общаются с товарищами, неизвестными их родителям.

Другой опрос устанавливающий место семьи в системе социализирующих факторов подростков, является оценка старшеклассниками каждого родителя как образца для подражания.

Самоидентификация детей Москвы с дифференциацией по полу (%)

Желание быть похожим

Всего

Девочки

Мальчики

На отца

14%

4%

23%

На мать

25%

35%

15%

На обоих в равной мере

39%

46%

35%

Ни на отца, ни на мать

22%

15%

27%

ИТОГО

100

100

100

По исследованиям видно, что не смотря на высокий авторитет матери в качестве советчика, лишь 1/4 детей Москвы выбирают ее образцом для собственного поведения. Традиционно еще более низким является рейтинг отца в этой роли. Особую тревогу вызывает тот факт, что 1/5 москвичей отвергают обоих родителей как пример для подражания, можно предположить, что в данном случае идет речь о социально-проблемных семьях. В среднем лишь 1/3 детей хотели бы быть похожими на обоих родителей в равной мере. Только в этом случае можно говорить о нормальной благополучной семье, где дети растут в условиях психологического комфорта, здоровыми физически и нравственно.

Отслеживая самоидентификацию с родителями дифференцируя детей по полу, оказывается, что и здесь наблюдаются большие отклонения от нормы. В подростковой психологии существует устоявшаяся точка зрения относительно значимости для подростков-мальчиков присутствие в семье авторитетного отца, образца для подражания. Сравнивая детей, выросших с отцами и без отцов, исследователи обнаружили, что отец очень важен для правильного развития подростка. Дети выросшие без отца, часто имеют пониженный уровень притязаний, у них выше уровень тревожности и чаще возникают невротические симптомы, они хуже налаживают контакты со сверстниками. Отсутствие отца отрицательно сказывается на учебе и на самоуважении детей, особенно мальчиков. Им труднее дается усвоение мужских ролей и соответствующего стиля поведения, что ведет к гипертрофии грубости, драчливости. Материальные трудности сужают круг внутрисемейного общения, от которого зависят воспитательные возможности. Лишенная мужской поддержки, часто психологически травмированная женщина-мать, имитируя отцовскую строгость, часто заботится о формальном послушании, чем об эмоциональном благополучии ребенка. В случае же чрезмерной опеки ребенок вырастает пассивным, физически и морально слабым или же начинает бунтовать, зависимость от матери, часто сопровождается чувством враждебности к ней. Эти и другие факторы, ограничивающие эффективность родительского воспитания, сегодня стали предметом изучения и внимания общества.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Психология управления: ее объект и предмет.
Психология управления как наука продуцирует психологические знания, принимаемые при решении проблемы управления деятельностью трудового коллектива. Личность работника изучается рядом психологических дисциплин, как психология труда, инжен ...

Деятельность и сознание.
Сознание – высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу. Эмпирически сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность умственных и чувственных образов, не ...

Современная психология и ее место в системе наук
От того, какое место отводится психологии в системе наук, во многом зависит понимание возможностей использования пси­хологических данных в других науках и, наоборот, понимание того, в какой мере правомочна психология использовать их ре­зу ...