Семья

Страница 4

Судя по эмпирическим данным, лишь 23% мальчиков видят отца, как устойчивый эталон для поведения. Еще 35% ребят воспринимают родителей в равной мере достойными для подражания, что также можно считать нормой. Проблемы возникают на уровне самоидентификации мальчика с матерью (15%). Дополнительный анализ показал, что лишь у 4% детей последней группы - неполная семья, а значит, при наличии в семье отца, 11% отвергают его как образец для поведения. Еще более драматичными выглядят ответы 27% мальчиков, не желающих воспроизводить в своей жизни ни образ отца, ни образ матери. Последние две группы можно отнести к социально неблагополучным семьям, стартовые условия которых не отвечают нормам жизни. Ответы девочек могут быть интерпретированы с той же последовательностью, но с учетом того, что процесс социализации у мальчиков-подростков протекает более проблемно, чем у девочек.

Семья в новых для России социально-экономических условиях продолжает оставаться одним из основных агентов социализации подростков. Однако отмечается не достаточная эффективность выполнения ею своей функции. Этот результат связан с резким изменением социального положения в государстве.

В последние годы, в результате отсутствия в стране четкой государственной концепции развития общества, социальной нестабильности и неопределенности жизненных перспектив, социализация подростков претерпевает существенные качественные изменения. Интересно проследить содержательную сторону этих изменений.

Проблемы, волнующие старшеклассников (%)

Варианты

Москва

Подмосковье

Приобретение интересной профессии

79%

81%

Личные денежные трудности

11%

12%

Денежные трудности семьи

14%

Отношения с родителями

28%

20%

Отношения между родителями

21%

13%

Отношения со сверстниками

6%

12%

Конфликты с педагогами

2%

4%

Трудности усвоения школьного материала

6%

12%

Чем заняться в свободное время

4%

9%

Личная жизнь

58%

56%

Здоровье членов семьи

53%

46%

Отсутствие фирменных вещей

4%

2%

Будущее

20%

Наиболее популярными были пять вариантов ответов. Бесспорно логичным можно признать выбор профессии - основной проблемой в подростковом возрасте. Для старшеклассников - выбор профессии всегда трудный жизненный этап, подкрепленный массовым сокращением учреждений профессиональной подготовки с бесплатным образованием.

Второе место среди проблем старшеклассников занимает озабоченность личными интимными переживаниями, что традиционно связано с возрастными особенностями подростков.

Представляет интерес достаточно устойчивый третий по значимости фактор - обеспокоенность школьников старших классов здоровьем своих близких. Если раньше родители пытались ограничить своих детей от бытовых и материальных проблем, то сегодня дети все больше включаются в жизнь семьи, участвуют в обсуждении финансовых и иных забот родителей. Соответственно приходит понимание возможной потери родителями здоровья, трудоспособности и катастрофических последствий такого положения для семьи.

Следующее место в ряду своих проблем, подростки считают конфликтные отношения с родителями, но этот вопрос всегда стояла перед подрастающим поколением, а в ряду сегодняшних проблем, наполняемость ответами по этой позиции сравнительно невелика.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Роль установки при восприятии человека человеком.
О важной роли установок как факторов, определяющих межличностное восприятие и притяжение говорил Г. Бирн. Он дифференцирует установки на важные и второстепенные, что позволяет определить иерархию личностных качеств в большей или меньшей м ...

Индивидуальная теория личности
Индивидуальная психология Альфреда Адлера имеет несколько ключевых принципов и исходя из них описывает человека. Эти основные принципы: 1) человек является единым, самомогласующимся и целостным; 2) человеческая жизнь – это динамическое ...

История и виды политической рекламы.
Политическая реклама имеет различные определения, но во всех них присутствует общее — это коммуникация с помощью СМИ и других средств связи с целью повлиять на установки людей в отношении политических субъектов или объектов. Такими субъек ...