Судя по эмпирическим данным, лишь 23% мальчиков видят отца, как устойчивый эталон для поведения. Еще 35% ребят воспринимают родителей в равной мере достойными для подражания, что также можно считать нормой. Проблемы возникают на уровне самоидентификации мальчика с матерью (15%). Дополнительный анализ показал, что лишь у 4% детей последней группы - неполная семья, а значит, при наличии в семье отца, 11% отвергают его как образец для поведения. Еще более драматичными выглядят ответы 27% мальчиков, не желающих воспроизводить в своей жизни ни образ отца, ни образ матери. Последние две группы можно отнести к социально неблагополучным семьям, стартовые условия которых не отвечают нормам жизни. Ответы девочек могут быть интерпретированы с той же последовательностью, но с учетом того, что процесс социализации у мальчиков-подростков протекает более проблемно, чем у девочек.
Семья в новых для России социально-экономических условиях продолжает оставаться одним из основных агентов социализации подростков. Однако отмечается не достаточная эффективность выполнения ею своей функции. Этот результат связан с резким изменением социального положения в государстве.
В последние годы, в результате отсутствия в стране четкой государственной концепции развития общества, социальной нестабильности и неопределенности жизненных перспектив, социализация подростков претерпевает существенные качественные изменения. Интересно проследить содержательную сторону этих изменений.
Проблемы, волнующие старшеклассников (%)
Варианты |
Москва |
Подмосковье |
Приобретение интересной профессии |
79% |
81% |
Личные денежные трудности |
11% |
12% |
Денежные трудности семьи |
— |
14% |
Отношения с родителями |
28% |
20% |
Отношения между родителями |
21% |
13% |
Отношения со сверстниками |
6% |
12% |
Конфликты с педагогами |
2% |
4% |
Трудности усвоения школьного материала |
6% |
12% |
Чем заняться в свободное время |
4% |
9% |
Личная жизнь |
58% |
56% |
Здоровье членов семьи |
53% |
46% |
Отсутствие фирменных вещей |
4% |
2% |
Будущее |
20% |
— |
Наиболее популярными были пять вариантов ответов. Бесспорно логичным можно признать выбор профессии - основной проблемой в подростковом возрасте. Для старшеклассников - выбор профессии всегда трудный жизненный этап, подкрепленный массовым сокращением учреждений профессиональной подготовки с бесплатным образованием.
Второе место среди проблем старшеклассников занимает озабоченность личными интимными переживаниями, что традиционно связано с возрастными особенностями подростков.
Представляет интерес достаточно устойчивый третий по значимости фактор - обеспокоенность школьников старших классов здоровьем своих близких. Если раньше родители пытались ограничить своих детей от бытовых и материальных проблем, то сегодня дети все больше включаются в жизнь семьи, участвуют в обсуждении финансовых и иных забот родителей. Соответственно приходит понимание возможной потери родителями здоровья, трудоспособности и катастрофических последствий такого положения для семьи.
Следующее место в ряду своих проблем, подростки считают конфликтные отношения с родителями, но этот вопрос всегда стояла перед подрастающим поколением, а в ряду сегодняшних проблем, наполняемость ответами по этой позиции сравнительно невелика.
Статьи по теме:
Психология семейных отношений
Практически каждый человек сталкивается с проблемой сохранения и поддерживания хороших взаимоотношений в семье. И бывает так, что, чем дольше совместно живут супруги, чем старше становятся их дети, тем острее разногласия, тем эмоциональне ...
Умения, навыки и привычки
Автоматизированные, сознательно, полусознательно и сознательно контролируемые компоненты деятельности называются соответственно умениями, навыками и привычкам.
Умения — это элементы деятельности, позволяющие что бо делать с высоким качес ...
Проблемы психологического управления внутри завода.
Конечно же, в сегодняшнее нестабильное экономическое время, завод испытывает многие затруднения. Одно из первых– это финансово-экономическая нестабильность (катастрофическая нехватка материальных и оборотных средств), огромная конкурентна ...
Актуальное