Отношение подростков к любви, сексу, дружбе.

Психологическая информация » Отношение к сексу подростков и юношей » Отношение подростков к любви, сексу, дружбе.

Страница 2

Вопрос о психологической природе любви и ее соотношения с другими несексуальными привязанностями издавна вызывает споры.

Хотя сексуальность и влияет на характер межличностных привязанностей, она не является их аффективной единственной основой и даже ее собственные проявления зависят от конкретных социальных условий [2].

Иначе говоря, характер любовных чувств и привязанностей личности /их избирательность, сила, глубина, длительность/ зависит от ее общих коммуникативных качеств. С одной стороны, любовь мыслится как потребность и жажда обладания; это страстное чувство соответствует

тому, что древние греки называли «эросом». С другой стороны, любовь

есть потребность в бескорыстной самоотдаче, растворение любящего в заботе о любимом; этот вид любви обозначают словом «агапе». Любовь эрос и любовь агапе в каком-то смысле противоположны.

Любовь не только индивидуальное чувство, но и специфическая форма человеческих взаимоотношений, предполагающая максимальную интимность, близость.

Переходной возраст в этом смысле весьма противоречив.

Юношеские мечты о любви выражает, прежде всего, потребность в эмоциональном контакте, понимания душевной близости; эротические мотивы в ней почти не выражены или не осознаны. Потребность в самораскрытии и интимной человеческой близости и чувственно- эротическое желание очень часто не совпадают и могут быть направлены на разные объекты.

Упрощенность чувственно - эротического «нежного» влечения особенно типично для мальчиков. Отчасти, это связано с тем, что бурный темп полового созревания опережает у многих из них развитие таких коммуникативных качеств, включая способность к сопереживанию. Кроме того, сказывается влияние традиционного стереотипа «маскулинности» согласно которому мужчина подходит к женщине «с позиции силы».Старшеклассник этой силы в себе не ощущает, а попытки стимулировать ее, чтобы быть на уровне стереотипа, только увеличивают его затруднение.Жажда любви нередко сочетается со страхом «потерять себя», «подчиниться» и т.д.

Девочки, которым «сила не предписана», свободны от этой заботы, зато они вынуждены скрывать увлечения, оберегая свое достоинство и репутацию.

Разрешение этих внутри личностных противоречий во многом зависит от того, как складываются взаимоотношения юношей и девушек в

мальчиками и девочками, преодолеть которую не так то просто.

Психологическая близость вначале легче достигается с человеком, собственного пола, с которым подросток связывает широкий крут общих значимых переживаний, включая и эротические [25].

Соотношение дружбы и любви представляет в юности сложную проблему. С одной стороны эти отношения кажутся более или менее альтернативными. По данным И. С. Кона и В. П. Лосенкова, юноши, ориентированные на экстенсивное групповое общение, как правило, не выбирают в качестве идеального друга девушку и в первом круге их реального общения преобладают юноши. Напротив, тот, кто в качестве идеального друга представляет девушку, обычно имеет меньше друзей своего пола, склонен считать «настоящую дружбу» редкой и отличается повышенной рефлексивностью. Появление любимой девушки снижает эмоциональный накал однополой дружбы, друг становится скорее добрым товарищем.

С другой стороны, любовь предполагает большую степень интим- ности, чем дружба, она как бы включает в себя дружбу. Сочетание духовного общения с физической близостью допускает максимальное самораскрытие, на которое только способна личность. Юноша 16-18 лет еще может довольствоваться обществом друзей своего пола. В более старшем возрасте отсутствие истинного контакта с девушкой уже не компенсируется однополой дружбой; больше того, чувствуя, что он отстает в этом отношении от сверстников, юноша иногда становится менее откровенен и с друзьями, замыкается в себе.

Взаимоотношения юношей и девушек сталкивают их с множеством моральных проблем, начиная с ритуала ухаживания и объяснения в любви и кончая проблемами нравственной самодисциплины и ответственности.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Характеристика видов памяти и её процессов.
Формы проявления памяти чрезвычайно многообразны. Объясняется тем, что память обуславливает все виды многообразной деятельности человека. Распространенной классификацией мнемических процессов является предложенное П.П. Блонским разделение ...

Современные подходы к проблеме социализации. Новые социальные технологии.
Социальные проблемы иного порядка связаны с региональными условиями с наличием или отсутствием спецшкол, специальных реабилитационных центров, специалистов-дефектологов в местах проживания семей, где есть ребенок-инвалид. Поскольку специ ...

Закон Стивенса.
Американский психофизик Стивенс предложил свое решение задачи. Исходным пунктом для него был также закон Бугера - Вебера. Но модель сенсорного пространства он представлял себе иначе. Стивенс предположил, что в сенсорном пространстве дейст ...