Отношение подростков к любви, сексу, дружбе.

Психологическая информация » Отношение к сексу подростков и юношей » Отношение подростков к любви, сексу, дружбе.

Страница 2

Вопрос о психологической природе любви и ее соотношения с другими несексуальными привязанностями издавна вызывает споры.

Хотя сексуальность и влияет на характер межличностных привязанностей, она не является их аффективной единственной основой и даже ее собственные проявления зависят от конкретных социальных условий [2].

Иначе говоря, характер любовных чувств и привязанностей личности /их избирательность, сила, глубина, длительность/ зависит от ее общих коммуникативных качеств. С одной стороны, любовь мыслится как потребность и жажда обладания; это страстное чувство соответствует

тому, что древние греки называли «эросом». С другой стороны, любовь

есть потребность в бескорыстной самоотдаче, растворение любящего в заботе о любимом; этот вид любви обозначают словом «агапе». Любовь эрос и любовь агапе в каком-то смысле противоположны.

Любовь не только индивидуальное чувство, но и специфическая форма человеческих взаимоотношений, предполагающая максимальную интимность, близость.

Переходной возраст в этом смысле весьма противоречив.

Юношеские мечты о любви выражает, прежде всего, потребность в эмоциональном контакте, понимания душевной близости; эротические мотивы в ней почти не выражены или не осознаны. Потребность в самораскрытии и интимной человеческой близости и чувственно- эротическое желание очень часто не совпадают и могут быть направлены на разные объекты.

Упрощенность чувственно - эротического «нежного» влечения особенно типично для мальчиков. Отчасти, это связано с тем, что бурный темп полового созревания опережает у многих из них развитие таких коммуникативных качеств, включая способность к сопереживанию. Кроме того, сказывается влияние традиционного стереотипа «маскулинности» согласно которому мужчина подходит к женщине «с позиции силы».Старшеклассник этой силы в себе не ощущает, а попытки стимулировать ее, чтобы быть на уровне стереотипа, только увеличивают его затруднение.Жажда любви нередко сочетается со страхом «потерять себя», «подчиниться» и т.д.

Девочки, которым «сила не предписана», свободны от этой заботы, зато они вынуждены скрывать увлечения, оберегая свое достоинство и репутацию.

Разрешение этих внутри личностных противоречий во многом зависит от того, как складываются взаимоотношения юношей и девушек в

мальчиками и девочками, преодолеть которую не так то просто.

Психологическая близость вначале легче достигается с человеком, собственного пола, с которым подросток связывает широкий крут общих значимых переживаний, включая и эротические [25].

Соотношение дружбы и любви представляет в юности сложную проблему. С одной стороны эти отношения кажутся более или менее альтернативными. По данным И. С. Кона и В. П. Лосенкова, юноши, ориентированные на экстенсивное групповое общение, как правило, не выбирают в качестве идеального друга девушку и в первом круге их реального общения преобладают юноши. Напротив, тот, кто в качестве идеального друга представляет девушку, обычно имеет меньше друзей своего пола, склонен считать «настоящую дружбу» редкой и отличается повышенной рефлексивностью. Появление любимой девушки снижает эмоциональный накал однополой дружбы, друг становится скорее добрым товарищем.

С другой стороны, любовь предполагает большую степень интим- ности, чем дружба, она как бы включает в себя дружбу. Сочетание духовного общения с физической близостью допускает максимальное самораскрытие, на которое только способна личность. Юноша 16-18 лет еще может довольствоваться обществом друзей своего пола. В более старшем возрасте отсутствие истинного контакта с девушкой уже не компенсируется однополой дружбой; больше того, чувствуя, что он отстает в этом отношении от сверстников, юноша иногда становится менее откровенен и с друзьями, замыкается в себе.

Взаимоотношения юношей и девушек сталкивают их с множеством моральных проблем, начиная с ритуала ухаживания и объяснения в любви и кончая проблемами нравственной самодисциплины и ответственности.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Способы и методы определения причин конфликта
Существует несколько способов или методов определения причин конфликтного поведения. В качестве примера рассмотрим один из них - метод картографии конфликта, разработанный Х.Корнелиусом и Ш.Фэйром. Суть его в следующем: · определите про ...

Состояние Я родителя
Одни люди считают, что хорошими родителями быть легко. Другие - что тяжело. Большинство же испытывает при воспитании детей и взлеты, и падения. Одни родители получают радость от детей, другие обижаются на них, третьи не способны справитьс ...

Факторные модели интеллекта
Условно все факторные модели интеллекта можно разбить на четыре группы по двум признакам: 1. Что является источником модели – умозаключение или эмпирические данные; 2. Как строится модель интеллекта – от отдельных свойств к целому или н ...