Эрик Эриксон

Страница 1

Эрик Эриксон - представитель неопсихоанализа, его социологического направления. В своей эпигенетической концепции развития личности он попытался соединить и установить взаимосвязи между общественно-историческими условиями формирования личности и ее собственной активности. По его мнению, энические и исторические особенности воспитания ребенка очень во многом определяют строение и функционирование личности. Чтобы понять эти культурные и исторические детерминанты, в своих исследованиях он рассматривал зрелую личность, а затем пытался найти истоки ее организации , строения и функционирования на предыдущих стадиях развития общества. Для понимания того, что Эриксон понимает под зрелой личностью, следует ввести термин "идентичность" личности - один из центральных во всей теории. Этот термин у Эриксона обозначает образ себя во всем многообразии отношений к миру с соответствующими формами поведения, который осознается личностью. Эта идентичность, по его мнению, формируется в течение всей жизни человека. Вот как говорит он об этом сам: "Растущий ребенок должен на каждом шагу извлекать оживляющее чувство реальности из сознавания того, что его индивидуальный путь овладевающего опыта . является успешным вариантом групповой идентичности и находится в соответствии с пространством-временем и жизненным планом группы. Следует поддчеркнуть, что человек стремится к обретению идентичности: в самой его природе, по словам Эриксона, заложена потребность в психосоциальной идентичности.

Всю жизнь человека можно разбить на стадии развития личности. Это разбиение производится производится Эриксоном на основании смены специфических задач, выдвигаемых обществом (см. таблицу 1). Эти задачи могут решаться как положительно, так и отрицательно - в первом случае происходит нормальное развитие, во втором - ненормальное, именно в этом случае у человека могут возникать неврозы. В отличие от классиков психоанализа, Эриксон рассматривает развитие личности человека не только до полового созревания, но и на протяжении всех последующих лет его жизни. Переход с одной ступени на другую, по мнению автора, всегда сопровождается кризисами, которые, однако, далеко не всегда подразумевают мучительную борьбу, катастрофу и т. п, но вседа это "поворотный пункт, момент, решение и выбор между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой". На основании этих (и ряда других) положений Эриксон строит так называемую эпигенетическую карту:

Стадии

Старость

интеграция/ разочаро-вание в жизни

Зрелость

Творчес-тво/ застой

Молодость

интим-ность/ изоляция

Подростковый возраст

Идентич-ность/ диффузия идентич-ности

Школьный возраст

Достиже-ние/ неполно-ценность

Возраст игры

Инициа-тивность/ чувство вины

Ранний возраст

автоно-мия/ сомнение, стыд

Младенчество

Доверие/ недове-рие миру

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Особенности взаимоотношений в воинском коллективе.
Жизнедеятельность воинского коллектива в значительной мере определяется характером взаимоотношений между его членами. Например, доброжелательные взаимоотношения, направленные на поддержку друг друга, повышают качество учебно-боевой деятел ...

Определение понятия
В бытовом языке под агрессией понимается: «Открытая неприязнь, вызывающая враждебность», а «агрессивный» как наступательно-захватнический; враждебный, вызывающий; оказывающий вредное воздействие (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь ...

Жизненный путь и творчество Зигмунда Фрейда
«Голос разума – негромкий, но не умолкает до тех пор, пока его не услышат». З.Фрейд З.Фрейд родился 6 мая 1856 года в австрийском городе Фрейберге. Семья Фрейдов долго скиталась по городам Европы в поисках убежища от еврейских по ...