Эрик Эриксон

Страница 1

Эрик Эриксон - представитель неопсихоанализа, его социологического направления. В своей эпигенетической концепции развития личности он попытался соединить и установить взаимосвязи между общественно-историческими условиями формирования личности и ее собственной активности. По его мнению, энические и исторические особенности воспитания ребенка очень во многом определяют строение и функционирование личности. Чтобы понять эти культурные и исторические детерминанты, в своих исследованиях он рассматривал зрелую личность, а затем пытался найти истоки ее организации , строения и функционирования на предыдущих стадиях развития общества. Для понимания того, что Эриксон понимает под зрелой личностью, следует ввести термин "идентичность" личности - один из центральных во всей теории. Этот термин у Эриксона обозначает образ себя во всем многообразии отношений к миру с соответствующими формами поведения, который осознается личностью. Эта идентичность, по его мнению, формируется в течение всей жизни человека. Вот как говорит он об этом сам: "Растущий ребенок должен на каждом шагу извлекать оживляющее чувство реальности из сознавания того, что его индивидуальный путь овладевающего опыта . является успешным вариантом групповой идентичности и находится в соответствии с пространством-временем и жизненным планом группы. Следует поддчеркнуть, что человек стремится к обретению идентичности: в самой его природе, по словам Эриксона, заложена потребность в психосоциальной идентичности.

Всю жизнь человека можно разбить на стадии развития личности. Это разбиение производится производится Эриксоном на основании смены специфических задач, выдвигаемых обществом (см. таблицу 1). Эти задачи могут решаться как положительно, так и отрицательно - в первом случае происходит нормальное развитие, во втором - ненормальное, именно в этом случае у человека могут возникать неврозы. В отличие от классиков психоанализа, Эриксон рассматривает развитие личности человека не только до полового созревания, но и на протяжении всех последующих лет его жизни. Переход с одной ступени на другую, по мнению автора, всегда сопровождается кризисами, которые, однако, далеко не всегда подразумевают мучительную борьбу, катастрофу и т. п, но вседа это "поворотный пункт, момент, решение и выбор между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой". На основании этих (и ряда других) положений Эриксон строит так называемую эпигенетическую карту:

Стадии

Старость

интеграция/ разочаро-вание в жизни

Зрелость

Творчес-тво/ застой

Молодость

интим-ность/ изоляция

Подростковый возраст

Идентич-ность/ диффузия идентич-ности

Школьный возраст

Достиже-ние/ неполно-ценность

Возраст игры

Инициа-тивность/ чувство вины

Ранний возраст

автоно-мия/ сомнение, стыд

Младенчество

Доверие/ недове-рие миру

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Анализ результатов исследования родителей.
В процессе анализа были получены следующие данные: в общем отношение к сексу у всех родителей положительное, кроме одной женщины. Она в анкете на вопрос: «Как вы относитесь к сексу?» ответила «Никак». Так же было выявлено, что в семьях ...

Процесс общения
Общение - это, во-первых, сложный, многоплановый процесс установления контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя процесс обмена информацией, выработку единой системы взаимодействия, вос ...

Кооперативный стиль.
При кооперативном стиле руководства производственная активность формируется в результате взаимодействия руководителя и подчиненных. Этот стиль может эффективно использоваться при решении задач творческого содержания. Он предполагает близо ...