Примечание: в данной таблице все приведены в соответствии с книгой Л. Ф. Обуховой, а не “Детства и общества”, т. к., по нашему мнению, этот перевод более адекватен.
Безусловно следует отметить, что Эриксон активно практиковал детский психоанализ, развивая, в частности игровую терапию. По его мнению, игра в детском психоанализе играет не только диагностическую, но и собственно терапевтическую функцию. В результате продолжительной практики, Эриксон пришел к выводу, что несмотря на сильную социальную детерминацию развития личности человека, все же маленький ребенок познает мир при помощи и посредством своих телесных ощущений. Наиболее значиы эти ощущения на самых ранних стадиях развития. Поэтому он на каждой стадии выделял, подобно классикам психоанализа, так называемые модусы органа - это понятие во многом совпадает с понятием эрогенной зоны у З. Фрейда, а также модальность поведения - способ отношения ребенка к миру . Модусы органов - инкорпоративный (модус "вбирания"), элиминативный (модус выделения), ренетивный (модус задержки), интрузивный (модус "внедрения") - присутствут в той или иной мере на всех стадиях развития ребенка, однако лишь один из них генерализуется, а остальные являются вспомогательными. Так, на первой, оральной стадии у малышей, по мнению Эриксона преобладает орально-инкорпоративный модус, на анальной - элиминативный и ренетивный модусы и т. д. Эриксон также устанавливает связи между модусам и модальностями. Связи эти логически вполне понятны, например, модусам ретенции и элиминации сооветствуют модальности удерживания и отпускания - связь практически прямая.
Подводя итог, можно сказать, что Эриксон в своей теории сумел охватить многие особенности, связанные с социальной жизнью личности, которые не были охвачены в классическом психоанализе. Создавая свою психоаналитическую концепцию развития ребенка, он развил и, если можно так выразится, модифицировал представления психоаналитиков об этом периоде жизни человека. Как и Фрейд, он создал, на наш взгляд, более широкую теорию, чем только концепцию детства - как было уже сказано выше он в своих разработках выходил за пределы детства человека. Однако, в отличии от Фрейда Эриксон отталкивается от детства.
Статьи по теме:
Адлеровская критика Фрейда и философские основы психоанализа.
Адлер не был философом, теоретиком по складу ума. Но он один из первых почувствовал, что психоанализ не имеет твердых мировоззренческих оснований, содержит немало внутренних противоречий и держится во многом на авторитете своего основате ...
Интеллектуальная готовность к школьному обучению.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенн ...
Развитие психики и
развитие личности. Проблема ведущей деятельности
Обращение к современной психологической литературе свидетельствует, что понятие личности, как справедливо отмечала Л.И. Божович, часто оказывается синонимом то сознания, то самосознания, то установки, то психики вообще.
Отсутствие общепр ...


Актуальное