Эрик Эриксон

Страница 2

Примечание: в данной таблице все приведены в соответствии с книгой Л. Ф. Обуховой, а не “Детства и общества”, т. к., по нашему мнению, этот перевод более адекватен.

Безусловно следует отметить, что Эриксон активно практиковал детский психоанализ, развивая, в частности игровую терапию. По его мнению, игра в детском психоанализе играет не только диагностическую, но и собственно терапевтическую функцию. В результате продолжительной практики, Эриксон пришел к выводу, что несмотря на сильную социальную детерминацию развития личности человека, все же маленький ребенок познает мир при помощи и посредством своих телесных ощущений. Наиболее значиы эти ощущения на самых ранних стадиях развития. Поэтому он на каждой стадии выделял, подобно классикам психоанализа, так называемые модусы органа - это понятие во многом совпадает с понятием эрогенной зоны у З. Фрейда, а также модальность поведения - способ отношения ребенка к миру . Модусы органов - инкорпоративный (модус "вбирания"), элиминативный (модус выделения), ренетивный (модус задержки), интрузивный (модус "внедрения") - присутствут в той или иной мере на всех стадиях развития ребенка, однако лишь один из них генерализуется, а остальные являются вспомогательными. Так, на первой, оральной стадии у малышей, по мнению Эриксона преобладает орально-инкорпоративный модус, на анальной - элиминативный и ренетивный модусы и т. д. Эриксон также устанавливает связи между модусам и модальностями. Связи эти логически вполне понятны, например, модусам ретенции и элиминации сооветствуют модальности удерживания и отпускания - связь практически прямая.

Подводя итог, можно сказать, что Эриксон в своей теории сумел охватить многие особенности, связанные с социальной жизнью личности, которые не были охвачены в классическом психоанализе. Создавая свою психоаналитическую концепцию развития ребенка, он развил и, если можно так выразится, модифицировал представления психоаналитиков об этом периоде жизни человека. Как и Фрейд, он создал, на наш взгляд, более широкую теорию, чем только концепцию детства - как было уже сказано выше он в своих разработках выходил за пределы детства человека. Однако, в отличии от Фрейда Эриксон отталкивается от детства.

Страницы: 1 2 

Статьи по теме:

Основные положения по теме «способности»:
Способности- свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно-полезной деятельности (С.Л. Рубинштейн). Теплов Б.М.: 3 основных признака способностей: ...

Семья
В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Став взр ...

Патология и эмоции
а) Причины эмоциональных расстройств Во многих случаях причинами эмоциональных расстройств являются различные органические и психические заболевания, о которых будет сказано ниже. Однако эти причины носят индивидуальный характер. Есть, о ...