Методы исследования в психологии

Психологическая информация » Психология и ее предмет » Методы исследования в психологии

Страница 3

Каждый из названных видов наблюдения имеет свои осо­бенности и применяется там, где он может дать наиболее до­стоверные результаты. Внешнее наблюдение, например, менее субъективно, чем самонаблюдение, и обычно применяется там, где признаки, за которыми необходимо наблюдать, легко могут быть выделены и оценены извне. Внутреннее наблюдение не­заменимо и часто выступает как единственно доступный метод сбора психологических данных в тех случаях, когда отсутствуют надежные внешние признаки интересующего исследователя яв­ления. Свободное наблюдение целесообразно проводить в тех случаях, когда невозможно точно определить, что следует на­блюдать, когда признаки изучаемого явления и его вероятный ход заранее не известны исследователю. Стандартизированное наблюдение, напротив, лучше использовать тогда, когда у ис­следователя имеется точный и достаточно полный перечень при­знаков, относимых к изучаемому феномену.

Включенное наблюдение полезно в том случае, когда психо­лог может дать правильную оценку явлению, лишь прочувст­вовав его на самом себе. Однако если под влиянием личного участия исследователя его восприятие и понимание события может быть искажено, то лучше обращаться к стороннему на­блюдению, применение которого позволяет более объективно

судить о наблюдаемом.

Опрос представляет собой метод, при использовании кото­рого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов опроса, и каждый из них имеет свои до­стоинства и недостатки. Рассмотрим их.

Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отве­чающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако тре­бует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования. Ответы испытуе­мых, получаемые при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивиду­альных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от пове­дения обоих лиц в ситуации опроса.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма — анкета. Но ее недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, ис­ходя из этого, изменить их.

Свободный опрос — разновидность устного или письменно­го опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и воз­можных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко ме­нять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы. В свою очередь стан­дартизированный опрос, при котором вопросы и характер воз­можных ответов на них определены заранее и обычно ограни­чены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.

Тесты являются специализированными методами психоди­агностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последу­ющей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и срав­нивать между собой психологию разных людей, давать диффе­ренцированные и сопоставимые оценки.

Варианты теста: тест-опросник и тест-задание. Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно ото­бранных и проверенных с точки зрения их валидности и надеж­ности вопросов, по ответам на которые можно судить о психо­логических качествах испытуемых.

Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испы­туемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Нейролингвистическое программирование (НЛП) в психотерапии
Я считаю, что в контексте психотерапевтической помощи при психических расстройствах рассмотреть то, как НЛП (нейролингвистическое программирование) может быть в этом полезно. НЛП как направление современной практической психологии обладае ...

Принципы определения причинности.
Для того, чтобы обосновать выделение именно такого рода ошибок, необходимо проанализировать схемы причинности, которыми обладает человек. Предполагая описание схем, Келли предполагает два вопроса : насколько точно человек умеет приписать ...

Одежда.
Одним из невербальных средств получения информации является также и наша одежда.В одежде и в том, как человек хотел бы выглядеть, проявляется та роль, которую он хотел бы играть в обществе, и его внутренняя позиция. Крылатое выражение “П ...