Олигофрения (умственная отсталость).

Страница 3

Умственно отсталые люди не понимают метафор, переносного смысла пословиц. Например, на просьбу объяснить смысл пословицы «Мал золотник да дорог» дебил ответит, что золотник маленький, но дорого стоит. «Нашла коса на камень» - он может объяснить, как «коса шла и камень нашла» или «коса на камень наступила» и тому подобное, а в большинстве случаев олигофрен вообще затруднится как-то объяснить пословицу или метафору, а будет тупо повторять ее.

Олигофрены не способны передать основной смысл даже простого рассказа и могут лишь дословно передать его содержание, используя те же самые выражения, не будучи способными как-то видоизменить, обобщить, сократить пересказываемое или использовать другие выражения.

Глубина умственной отсталости отражается и в речи больных олигофренией. В тяжелых случаях больные не способны говорить, могут издавать лишь отдельные звуки. При этом они не понимают обращенную к ним речь и могут реагировать только на интонацию. В более легких случаях больные могут говорить, но запас слов у них ограничен, они не умеют правильно строить фразы, и говорят короткими предложениями. Многие слова олигофрены неправильно употребляют по смыслу, поэтому говорят, что речь олигофрена напоминает речь попугая. Тем более что олигофренам тоже присуща подражательность. Могут быть и дефекты речи – косноязычие, речь по типу «каша во рту».

Наряду с дефектами развития речи, наблюдается недостаточное усвоение навыков чтения и письма.

Все эти нарушения сочетаются с недоразвитием координации и двигательных функций. Движения у олигофренов неловкие, угловатые, неритмичные, медленные. При глубокой степени умственной отсталости больные совершают множество лишних, ненужных движений, их осанка и походка могут напоминать осанку и походку первобытного человека. Мимика и жестикуляция у олигофренов бедные, невыразительные, однообразные, жесты скупые и однотипные, выражение лица при глубокой отсталости «тупое».

Эмоциональность у олигофренов различна: Бывают вялые, апатичные, медленные, а бывают и беспричинно благодушные или с неустойчивым настроением, но бывают и более или менее уравновешенные олигофрены. Для эмоциональной сферы больных олигофренией характерно недоразвитие высших эмоций, у них преобладают низшие эмоции (обида, злоба, гнев).

Больным олигофренией свойственна повышенная внушаемость. Причем она может сочетаться с упрямством и стремлением делать все наоборот.

При некоторых врожденных формах умственной отсталости имеются пороки развития. Они могут быть настолько характерными, что на основании этих признаков уже можно поставить диагноз еще до проявления психического недоразвития. В частности, при болезни Дауна характерный внешний вид: косо расставленные глаза со складкой на верхнем веке, маленький «пуговичный» или курносый нос, утолщенная верхняя губа, увеличенный, с глубокими бороздами язык, Румянец на щеках, голова уменьшена в размерах, затылок сглажен, пальцы рук толстые и короткие. При микроцефалии (малоголовости) наблюдаются уменьшенные размеры черепа из-за раннего заращения черепных швов, вследствие чего мозг не развивается. Если нормальный череп имеет диаметр 50 – 55 см, то при микроцефалии он не превышает 40 см, лицевой череп преобладает над мозговым.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Способы и методы определения причин конфликта
Существует несколько способов или методов определения причин конфликтного поведения. В качестве примера рассмотрим один из них - метод картографии конфликта, разработанный Х.Корнелиусом и Ш.Фэйром. Суть его в следующем: · определите про ...

Путь сильных людей
Существует устойчивый общественный стереотип, рассматривающий ненасилие как социальную пассивность и психологическую трусость, отсутствие мужества. Это обвинение, если бы оно было верным, следовало бы считать окончательным и справедливым ...

Общепсихологический подход к изучению эмоций.
Изучение мозговой организации эмоций – новая и сравнительно мало изученная область нейропсихологии. Это объясняется сложностью данной проблемы, недостаточностью ее общей теоретической разработки, а также методическими трудностями изучения ...