Олигофрения (умственная отсталость).

Страница 2

Вредное воздействие на плод оказывают и многие лекарственные средства, которые беременная женщина должна принимать из-за своих заболеваний. Некоторые успокаивающие средства, которые раньше назначались беременным (например, талидомид – при неукротимой рвоте), приводили к рождению детей с глубоким слабоумием и физическими уродствами. Употребление алкоголя и наркотических средств беременной женщиной тоже могут негативно повлиять на развитие плода. Некоторые инфекционные заболевания у беременной женщины, а особенно вирусные (коревая краснуха, грипп, ОРЗ, инфекционный гепатит), а также пневмония могут явиться причиной умственной отсталости ребенка. Олигофрению могут вызвать сифилис, токсоплазмоз. Вирус СПИДа непосредственно поражает мозг плода во внутриутробном периоде. Частой причиной умственной отсталости является несовместимость плода и матери по резус-фактору.

Причинами умственной отсталости могут быть и болезнь ребенка в первые годы жизни. В первую очередь это инфекционные процессы, особенно инфекционные заболевания центральной нервной системы – менингит, энцефалит и менингоэнцефалит, а также дизентерия и дифтерия.

Олигофрения – это не болезненный процесс, а патологическое состояние, результат вредного воздействия, давнего болезненного процесса, вызвавшего задержку умственного развития и психики в целом.

Олигофрении не свойственно прогрессирующее развитие, слабоумие не нарастает, как при деменции (приобретенном слабоумии), наоборот, во многих случаях при своевременном лечении и корректировке возможно улучшение интеллектуального развития (за исключением самых тяжелых степеней).

Обычно первыми признаками врожденного слабоумия, если нет явных физических дефектов, являются изменения поведения. Ребенок может быть вялым, пассивным, не реагирует на появление матери, взгляд его не фиксирует предметы, или он чрезвычайно плаксив, может кричать целыми днями без явной причины. В младенческом возрасте возможны судорожные припадки.

Такие дети поздно начинают держать голову, сидеть, ходить и говорить. Они не интересуются игрушками, бросают их или ломают. Если ребенок все же начинает ходить, то выявляются нарушения координации и неустойчивости походки.

Клинические проявления олигофрении изучены отечественными детскими психиатрами – Г. Е. Сухаревой, В. В. Ковалевым, М. В. Вроно.

Основная особенность олигофрении – диффузное, тотальное недоразвитие, Что означает поражение психики в целом. Недоразвитие обнаруживается в интеллекте и мышлении, восприятии, памяти, внимании, речи, координации движений, в эмоциональной и волевой сфере.

Связи между предметами или явлениями олигофрены способны устанавливать только по внешним признакам, они не могут определить, в чем сходство и различие между предметами. Например, если олигофрену в степени дебильности предложить разделить на две группы картинки с изображением предметов домашней утвари и орудий труда, которые произвольно окрашены в два цвета, он разделит их по цвету. Олигофрены не могут классифицировать предметы, например, разделить предложенные им картинки на животных и птиц. Они не могут сформулировать понятия, например, что такое добро, порядочность, благородство, честность, ответственность. Отвлеченные понятия им недоступны.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Клиника и этиология умственной отсталости
Под понятием умственная отсталость объединены многочисленные и разнообразные формы патологии, проявляющиеся в недоразвитии познавательной сферы. Умственная отсталость относится к болезням развития – дизонтогениям. Соответственно, она мож ...

Понимание замешательства.
Многие люди попадают в передряги потому, что испытывают из-за чего-либо замешательство. Я хотел бы показать вам, как брать замешательство и превращать его в понимание. Мне нужен человек, чтобы поиграть с ним -- продемонстрировать, как это ...

Личностная готовность к школьному обучению. Формирование внутренней позиции школьника.
Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержатель ...