«Психолог вообще не специалист по житейским советам, полученное им образование отнюдь не совпадает с обретением мудрости».
Когда человек начинает верить, что не от объективных, не зависящих от него причин, а наоборот, от него самого исходят его проблемы, это вызывает угрызения совести, раскаяние, самобичевание, словом, мучительные, неприятные ощущения. Но, с другой стороны, подобная переоценка резко изменяет роль и место человека в ситуации, которая, как оказывается, порождена им самим. Он попадает в ее центр, он становится демиургом в своей ситуации, когда у него формируется «стихийно-идеалистский» (точнее – субъективно-идеалистический, «стихийно-солипсистский») взгляд на свои проблемы, я и называю «психотерапевтической лестью». Это сопровождается и болезненными, горькими чувствами, и одновременно чувством облегчения. Такая позиция в принципе глубоко органична, естественна для человека. Ему действительно свойственен стихийно-эгоцентрический взгляд на мир. Вольно или невольно человек всегда смотрит со своей «колокольни». Формулы человеческой гносеологии: «Человек – мера всех вещей», «Человек – вот правда!» Подразумевается, что человек не какое-то родовое обозначение, а попросту Я, я сам. В наиболее прямом и непосредственном виде это мироощущение, как известно, проявляется у детей и связано с двумя вещами: ощущением своего бессмертия и своего «почти-всемогущества». Нормальный ребенок, которого любят родители, - самое естественно-религиозное, непосредственно-религиозное существо. Связь взрослого религиозного чувства с инфантильным отношением к отцу прослежена многими авторами,начиная с Фрейда
Статьи по теме:
Одержимость, её место в истории
Очевидно, нет народа, которому неведомо бы было это понятие - одержимость. Само слово это - одержимый, бесноватый заключает в
себе тайный ужас перед неведомой силой, вселившейся в человека и подчинившей его себе.
Бред превращения в живо ...
Факторы и психологические проявления коммуникативного стресса
Понятие фактор является центральным для любого психологического или психофизиологического явления. Без понимания специфики стресс-факторов затруднено концептуальное представление о механизмах развития, эмоциональных, поведенческих реакция ...
Заключение.
1. Программа личностного роста помогла мне организовать свою деятельность и ускорить процесс самосовершенствования, раскрыла творческий потенциал. Я стала свободней выражать свои чувства на бумаге, как негативные, так и позитивные. Просле ...
Актуальное